Морской совет обсудил проблемы водной жизни Петербурга

Председателем Морского совета, как известно, является губернатор города. Время градоначальника дорого, и, наверное, поэтому организаторы очередного заседания решили «в один заход» обсудить сразу три глобальных вопроса. За каждым из них – ворох многолетних, порой трудно разрешимых проблем, часть из которых еще и усугубились в связи с продолжающейся пандемией. Общий тренд, однако, можно было сформулировать так: мы на самом деле морская столица или просто о том безответственно болтаем?

Морской совет обсудил проблемы водной жизни Петербурга | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

Тема, буквально навязшая в зубах: яхтенный туризм. Достаточно прокатиться по любым мировым городам-портам, чтобы заявить без сомнений: никто из них по своей красоте не сравнится с Петербургом. Но количество яхт, их посетивших, исчисляется десятками тысяч в год, а у нас – просто десятками. Почему – хорошо известно. Жесткий визовый режим, отсутствие пункта пропуска вблизи финской границы, убогая и скудная береговая инфраструктура. Другими словами, гостей-то мы хотим, но, чтобы их достойно принять, не ударяем палец о палец.

Председатель комитета по развитию туризма Сергей Корнеев, однако, преисполнен оптимизма. Он уверен, что в ближайшем будущем наш город превратится в водный тревелхаб – огромный транзитный порт, откуда масса прибывающих к нам парусников будет растекаться по внутренним водным путям. Гостевой потенциал Петербурга Сергей Евгеньевич оценивает в 8 – 10 тысяч заходов в год. При этом надеется на 16-дневную электронную визу, которая будет действовать с января, и уже разработанную концепцию яхтенного туризма...

Нынешнюю ситуацию мы недавно имели возможность оценить – в статье «В Арктику под парусом» от 26 августа рассказывалось о «тестовом» походе на яхте от берегов Невы до Мурманска. Вывод, сделанный его участниками, неутешителен: цивилизованным яхтсменам у нас пока делать нечего. Даже если их к нам и пустят.

Да и собственные-то яхтсмены, прямо скажем, чувствуют себя у нас не очень уютно. Пока, как признал президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев, им удается сохранять лицо. Проводятся все запланированные (разумеется, с коррекцией на пандемию) соревнования, исправно работают детские парусные школы.

Но... питерский яхтинг буквально выдавливают из города. Самый свежий пример – Центральный речной яхт-клуб, о ситуации в котором мы рассказывали в статье «Удары ниже ватерлинии» от 4 августа. Витает где-то в воздухе ничем не подкрепленная идея создания межвузовского яхт-клуба. Не выглядит, увы, и достаточно убедительным предложение Алексеева об организации центра парусного флота на базе ныне полуразрушенного дома Ропса на Петровской косе, над которым буквально нависает строящийся элитный квартал...

Единственное светлое пятно – Яхт-клуб Санкт-Петербурга в Лахте, который, правда, процветает благодаря не городу, а деньгам «Газпрома». Проект строящегося сейчас там яхтенного порта, о котором рассказал командор клуба Владимир Любомиров, – это буквально какая- то другая планета... Впрочем, и богатые тоже плачут: Любомиров поставил острейший вопрос – безопасность плавания в нашей акватории. В прошлом году под крыльями «Метеора» погиб молодой виндсерфингист. И от такой беды не застрахован ни один яхтсмен – места их тренировок проходят в непосредственной близости от судоходных фарватеров, а иногда и пересекают их. Назрела необходимость разграничить «зоны влияния» или в крайнем случае определить для каждого типа плавсредств свое время пребывания на воде.

Увы, плачут и те, кого яхтсмены побаиваются. Президент Ассоциации пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов посетовал: в связи с пандемией этот бизнес оказался в глубочайшем кризисе. Особенно пострадали экскурсионно-прогулочные суда, перевозившие 52% всех водных пассажиров. Туристов нет, корпоративы и банкеты на судах запрещены. Чтобы выжить, некоторые судовладельцы берут кредиты под залог своих плавсредств, а то и вовсе выставляют их на продажу...

Впрочем, и без пандемии эта сфера, похоже, далеко не процветает. Паромные перевозки «сдулись» – на линии осталась одна «Принцесса Анастасия». Морской фасад паромы принимать так и не начал – видимо, работает на грани своих возможностей. Объем пассажирских речных перевозок за последние десять лет упал в три раза. Пассажиры речных круизов составляют лишь 3% от всех перевезенных по нашим водам. А что удивляться: с тех пор как разгромили Речной вокзал, на Неве нет достойных причалов для круизных судов. Три пристани, которые они используют (одна из них, кстати, находится на территории Ленинградской области), – это, простите, стыд и позор...

Ничего особенно радостного не сообщил и начальник Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга Юрий Данчук. В ее ведении – 70 мест массового отдыха граждан, в том числе 24 пляжа общей протяженностью 36 км. В летнее время там одновременно находятся до 400 тысяч человек. В период лова корюшки на лед Финского залива ежедневно выходят около 15 тысяч рыбаков и до 350 транспортных средств. По акватории города ходит около 46,5 тысячи маломерных судов – и это только зарегистрированных в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Каждый год их число увеличивается на 5 – 7%. Плюс около 200 экскурсионных и прогулочных судов.

И вот всю эту бурную жизнь охраняют 19 спасательных станций, оборудованных далеко не по последнему слову техники. На 9 пляжах таких станций вовсе нет – лишь сезонные спасательные посты. Итог печален: на 100 тысяч населения у нас приходятся 2,1 погибшего, тогда как в развитых зарубежных странах этот показатель – 0,4 – 0,9. Более 70% утонувших составляют купавшиеся в необорудованных местах. 20% этих людей не умели плавать. 12% из них – дети.

На безопасности у нас явно сэкономили – в советское время, как заявил Данчук, в городе работало 30 спасательных станций, а в помощь к ним привлекали около 5000 общественников. И это несмотря на то, что жизнь на воде вряд ли тогда была такой активной, как сейчас. Но данная тема у нашей городской власти, похоже, где-то на периферии сознания – ни в одном из стратегических планов развития города концепция совершенствования системы безопасности на водных объектах (а таковая, между прочим, существует) не упомянута. А значит, ни одного лишнего рубля в это дело вложено не будет.

Такова в общих чертах картина водной жизни нашего города. Впечатляет, не правда ли? Разумеется, Морской совет в своем решении все насущные проблемы указал, назначил ответственных за их решение, создал рабочие группы. Но будем реалистами: вряд ли эти люди смогут разом что-то изменить. Для начала надо досконально изучить вопрос, сформулировать свои предложения. А прислушаются к ним или нет – кто знает. Во всяком случае рассчитывать, что в обозримом будущем все проблемы решатся, полагаю, более чем наивно. Хотя верить хочется.

#реки и каналы #навигация #водные прогулки #инфраструктура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6769) от 23.09.2020 под заголовком «Ухабы на водных путях».


Комментарии