Старейший в России яхт-клуб переживает атаки снаружи и конфликты изнутри

Волею судеб автор этих строк оказался на территории Центрального речного яхт-клуба (ЦРЯК) в исторический момент. Как раз тогда, когда беседовали мы с его директором Вадимом Епишиным, ему на мобильник поступил звонок: судебные приставы вешают замки на выходы к воде. Старейший в России (в этом году – 160 лет!) яхт-клуб государевы люди фактически приговаривали к смерти. При этом, разумеется, ссылаясь на вступившее в силу решение суда.

Старейший в России яхт-клуб переживает атаки снаружи и конфликты изнутри | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Хоть на Луну!

Степень абсурдности этой ситуации не поддается описанию. 11 апреля 2011 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга удовлетворил требование зампрокурора города и признал недействительным договор водопользования, который яхт-клуб в 2008-м заключил с Невско-Ладожским бассейновым управлением. Это означало, что большая часть принадлежащих клубу яхт и понтонов с воды должна быть убрана. Куда – никого не интересовало. Хоть на Луну.

Естественно, исполнение этого решения клуб всячески оттягивал. В 2014-м суд предоставил ему отсрочку до 31 декабря 2016-го. А в 2017-м вступили в силу изменения в Водный кодекс РФ. В соответствии с ними (часть 2 ст. 47), в акватории речного порта разрешались стоянка судов и эксплуатация гидротехнических сооружений (тех же, к примеру, понтонов) без договора водопользования. Поскольку «спорная» вода как раз находилась в границах «Большого порта Санкт-Петербург», то инцидент, казалось бы, можно было считать исчерпанным. Ведь, по всем юридическим канонам, смягчающий закон имеет обратную силу. Ан нет!

В апреле 2019-го в яхт-клуб явились судебные приставы и... потребовали исполнить то самое решение суда. И руководство клуба пошло им навстречу – акватория была освобождена. 19 апреля клуб получил официальное постановление об окончании исполнительного производства. После чего все «запрещенные» объекты вернулись обратно в акваторию – теперь уже в полном соответствии с Водным кодексом. Казалось бы, у судебных приставов никаких претензий быть не могло. Тем не менее этим летом они снова появились в клубе. И предъявили постановление от 19 июня 2020 года, которое требовало... исполнить все то же решение суда в срок до 7 июля.

Надо сказать, что к этому времени договор на водопользование Невско-Ладожское бассейновое управление уже заключило со Школой высшего спортивного мастерства по водным видам спорта (ШВСМ), располагавшейся тут же, на Петровской косе. По сути (см. указанную ст. 47), для клуба это ничего не меняло. Но со школой он имел старый конфликт из-за береговой полосы. Та была в оперативном управлении у ШВСМ и фактически отрезала яхтсменов от «их» (а точнее – находящейся в бессрочном пользовании у профсоюзов) территории. Дошло даже до того, что клубу пришлось отцеплять от «чужого» берега понтоны, к которым привязывают яхты (подробнее об этой ситуации мы писали 18 мая нынешнего года в статье «Яхты в море бизнеса»).

Правда, как уверяет Епишин, после того как весной в ШВСМ сменилось руководство, отношения наладились, был подписан протокол о сотрудничестве. И это оказалось очень кстати –юрисдикция «спорной» воды вот-вот должна поменяться. Граница акватории «Большого порта Санкт-Петербург» уходит за ЗСД, и теперь уже ссылка на 47-ю статью, что называется, не прокатывает. И снова встает вопрос: у кого договор на водопользование? По идее – у школы, но... оказывается, в нем есть оговорка: вид водопользования – совместный. То есть предполагающий наличие других пользователей. И таковые – клуб и школа – нашли общий язык.

Так что вроде бы по-любому судебным приставам здесь делать нечего. Тем более, кстати, что объекты, от которых они требуют освободить акваторию, клубу... не принадлежат. Это яхты и понтоны, которые находятся в собственности профсоюзов (клуб – частное учреждение, которому плавсредства переданы в оперативное пользование) либо частных лиц. И, выходит, те и другие, будучи в одночасье отрезаны от воды, вообще страдают ни за что.

Тем не менее 16 июля судебные приставы прибыли в яхт-клуб, срезали понтоны и сходни, погрузили их на три грузовика и вывезли. Присутствовавший при этом директор по организации правовой работы клуба Дмитрий Кириллов потребовал предъявить акт и опись вывозимого. Когда ему отказали, попытался встать на пути грузовика, но был тут же скручен, закован в наручники (что зафиксировано видеосъемкой, имеющейся в распоряжении редакции) и отправлен в отдел полиции. Итог – черепно-мозговая травма, заявление о незаконных действиях приставов. Дело – в стадии проверки.

Кому нужна «зелень»?

Согласитесь, уважаемый читатель, что нагромождение нелепостей в этой истории как-то уж чрезмерно. И требует разумного объяснения. Но объяснения такого до сих пор никому получить не удалось. У Службы судебных приставов (кстати, занимается этим делом сегодня не районная ее инстанция, а более серьезная – межрайонная) позиция железобетонная: решение суда должно быть исполнено. Даже через девять лет. И даже, по сути, сегодня потерявшее смысл. Но почему вдруг спохватились именно сейчас? И почему такая спешка?

Гадать на кофейной гуще можно сколько угодно. Но вот версия руководства клуба. Она хоть и попахивает конспирологией, но все же имеет некоторые признаки логичности. К тому же открыто высказывается ответственными людьми, находящимися «внутри ситуации».

Сегодня со стороны «материка» Петровскую косу подпирает гигантская стройка – возводится микрорайон элитного жилья «Петровская доминанта». Работу ведет корпорация «Эталон ЛенСпецСМУ», руководит которой скандально известный кипрско-белорусский миллиардер Вячеслав Заренков. (О его сомнительных проектах наша газета писала неоднократно. Не так давно «ЛенСпецСМУ» пыталось через суд обязать нас опровергнуть объективные публикации. И с треском проиграло во всех трех инстанциях. Миллиарды, сколоченные на стройках, не помогли.)

Корпуса домов «Петровской доминанты» клином врезаются в территорию клуба – причем настолько близко, что арматура конструкций буквально упирается в забор, разграничивающий две юрисдикции. Как могло быть получено разрешение на такую стройку? Ведь на первых этажах здания будут кафе и магазины, к которым между стеной и забором будет просто не протиснуться. Естественно, мешающую преграду снесут, и проход/проезд к этим заведениям будет происходить через территорию клуба. По сути, это будет сильно напоминать ползучий рейдерский захват. И сбудется мечта многих «пиратов» от бизнеса – прибрать к рукам «золотую» землю, на которой по какому-то недоразумению еще суетятся чудаки-яхтсмены. Ну а их самих можно потихонечку выдавить, сдув пыль с судебного решения девятилетней давности.

Как-то подозрительно вовремя в этом раскладе приспело решение нашего ЗакСа о включении северной оконечности Петровской косы в перечень зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП). Причем поразительна стремительность, с которой был рассмотрен законопроект. 29 января его приняли в первом чтении – как говорят, буквально «с колес», без всякого предварительного обсуждения. При этом предполагалось озеленить всю территорию яхт-клуба. А 26 февраля состоялось окончательное, третье, чтение. К тому времени в законопроект внесли поправки, в соответствии с которыми под сквер ушло лишь 5 га из 13,5. Все объекты капитального строительства и территория для яхтенной инфраструктуры остаются, но на новые постройки, по сути, наложен запрет.

Опять же – почему вдруг избранникам народа понадобилось столь радикальным способом решить проблему, которая обсуждалась и не решалась годами? И главное – почему такая спешка? Что мешало обсудить концепцию развития территории Петровской косы с яхтенным сообществом? Чай не посторонние люди, и яхт-клуб у нас такой один – уникальный и по истории, и по расположению, и по значимости для города.

Официальная версия депутатского решения: ЗНОП – гарантия того, что на территории яхт-клуба «случайно» не возникнет какой-нибудь апарт-отель. Дескать, прекратим подобные разговоры раз и навсегда.

Епишин, сам в недавнем прошлом успешный девелопер, в подобные благие намерения не верит. Он склонен рассматривать новоиспеченный закон в одной цепочке со внезапно проснувшимся рвением судебных приставов и наступлением «ЛенСпецСМУ».

– Я уверен: клуб кто-то заказал, – заявляет он. – И заказчик, думаю, даже не в Петербурге, а повыше. Когда нас отсюда выдавят, ЗНОП отменят, и с этой земли девелоперы снимут «золотой» урожай. А для отмены можно найти все основания _ при принятии этого законопроекта не были соблюдены требования федерального закона ФЗ-172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Не определены границы участков, не проведена антикоррупционная экспертиза...

Самое интересное, что в искренность депутатов не верят и рядовые члены клуба, которые сейчас с Епишиным – в жесткой конфронтации.

Битва «за халяву»

Главный оппонент Епишина – председатель Санкт-Петербургского парусного союза (СППС) Сергей Алексеев, бывший генеральный директор «Ленэкспо», а ныне – вице-президент «Экспофорума». По определению, оба – люди небедные, и потому один подозревает другого в продвижении своих бизнес-интересов. Правда, первый в яхтенном мире новичок (клуб возглавляет всего с 2018 года), а второй под парусом всю сознательную жизнь.

На стороне Епишина – руководство питерских профсоюзов, владеющих яхтами, плюс часть городского парусного сообщества. Поддерживает его и глава администрации Петроградского района Иван Громов – сам профессиональный яхтсмен, один из создателей парусной школы «Крестовский остров». На стороне Алексеева – практически все яхтсмены ЦРЯК, объединившиеся в Региональную общественную организацию (РОО) «Спортивный коллектив яхтсменов Речного яхт-клуба».

Теоретический спор перерос в полномасштабную войну. Обострилась она этой зимой, когда настало время переизбирать председателя СППС. Кандидатура Алексеева, занимавшего эту должность уже десять лет, ни у кого не вызвала сомнений, единственным соперником его был вице-президент Ассоциации яхт класса SB-20 (президентом которой, кстати, является Громов) Алексей Семенов, вступивший в СППС лишь 21 ноября 2019 года. Но незадолго до отчетно-выборной конференции вдруг появились около 500 желающих срочно вступить в союз.

– Первая же проверка, – рассказывает Алексеев, – показала, что большинство этих людей никакого отношения к яхтингу не имели, а некоторые даже не знали о том, что подписали какое-то заявление. Причем, как оказалось, около 300 из претендентов так или иначе были связаны с парусной школой «Крестовский остров». Мы посчитали, что этот наплыв желающих – попытка обеспечить большинство при голосовании за «своего» кандидата. И президиум СППС принял решение временно прекратить прием новых членов.

Реакция последовала незамедлительно. В Петроградский районный суд поступил иск от старшего тренера «Крестовского острова» (а заодно – члена экипажа яхты Громова) Вадима Пушева о признании данного решения незаконным. До рассмотрения дела по существу суд принял обеспечительные меры, в числе которых запрет на проведение отчетно-выборной конференции. Проконсультировавшись с грамотными юристами, президиум СППС нашел выход: полномочия Алексеева просто продлили.

На это уже ответил клуб: его руководители создали свою общественную организацию «Федерация парусного спорта». И заявили, что договоры на пользование яхтами будут заключены только с ее членами. Но, поскольку таковых оказалось немного, угроза пока реализована лишь в отношении двоих: Никиты Бриллиантова (самого «злостного» оппозиционера) и Андрея Бойкова (якобы по возрасту – человеку 84 года). Последний, правда, «по чистой случайности» – капитан яхты «Греза», в экипаже которой состоит Алексеев. Так что «в наказание» в этом году он теперь останется и без моря.

Впрочем, по мнению руководства ЦРЯК, Алексеев и РОО (ныне, напомним, изгнанная с территории клуба) на самом деле борются не за развитие яхтинга, а за банальную халяву.

– Содержание одной яхты стоит нам 600 тысяч рублей в год, – утверждает командор клуба Валентин Наумов. – Между тем яхтсмены, которые утверждают, что полностью обеспечивают свои суда, на самом деле чаще всего тратятся лишь на расходные материалы. В результате на настоящий момент из 60 яхт в удовлетворительном и хорошем состоянии находятся лишь 7. Только 10% яхт участвуют в соревнованиях. Остальные фактически используются для частных нужд. Между тем больше половины членов клуба – пенсионеры, и их материальные и физические ресурсы, увы, исчерпываются.

Если верить этим словам, жить в прежнем формате ЦРЯК скоро не сможет. Но... перефразируя слова известного вождя, других яхтсменов у нас для вас нет. Ни из какого космоса не свалится 60 экипажей (да еще гарантированно лояльных) на латаные-перелатаные яхты. Казалось бы, надо как-то договариваться, пока волна Большого Бизнеса не смела всех, не разбирая, кто прав, а кто виноват. Увы, на компромисс надежда минимальна – слишком серьезные интересы на кону.

P. S. Уже когда этот материл был написан, вдруг возникла новая тема: оказывается, на Петровской косе планируется создать межвузовский студенческий яхт-клуб. Официальное письмо об этом за подписью временно исполняющего обязанности председателя комитета имущественных отношений правительства Санкт-Петербурга А. В. Германа получил председатель Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области В. Г. Дербин. Откуда появилась эта идея и как ее собираются реализовывать, пока никто не понимает. Так что оставим этот сюжет для следующих публикаций.

#яхт-клуб #конфликт #яхтинг

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (6733) от 04.08.2020 под заголовком «Удары ниже ватерлинии».


Комментарии