Реки впечатлений: в России стартовала речная круизная навигация

Два лайнера отправились по Волге из Нижнего Новгорода в Москву на этой неделе — речная круизная навигация 2024 года в стране, таким образом, стартовала. Петербург присоединится к ней только в мае, пока же организаторы путешествий по воде делятся своими прогнозами на сезон, причем весьма оптимистичными: ожидается, что направление прирастет по количеству пассажиров на 15 – 20 %, а Северная Пальмира будет у них еще более востребована, чем прежде.

 Реки впечатлений: в России стартовала речная круизная навигация  | ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Результаты прошлогодней речной круизной навигации оказались весьма неплохи: по рекам на теплоходах путешествовали более 300 тысяч россиян, из которых до половины впервые оказались на борту белоснежных лайнеров. Рост спроса позволил компаниям вывести на маршруты максимум судов: на российских реках работали 103 теплохода, включая даже те суда, которые простаивали с начала пандемии. Петербург, одна из основных точек интереса круизных туристов, показал рекордный рост пассажиропотока: он вплотную приблизился к уровню 2019 года, когда Северная столица приняла почти 190 тысяч человек, прибывших на речных круизных судах.

Рост интереса к этому виду отдыха эксперты в один голос объясняют тем, что речные круизы позволяют совместить экскурсионный, познавательный, активный и оздоровительный отдых в рамках одного тура. И верно: сев на «белый пароход», можно наслаждаться комфортом и быстро перемещаться из одного города в другой, одновременно получая максимум впечатлений и удовольствия.

Правда, за это приходится платить: по статистике, сутки пребывания на борту речного лайнера в каюте экономкласса обходятся гостю в среднем в шесть тысяч рублей. Стоимость аналогичных на теплоходах класса премиум составляет уже 8 – 9 тысяч (на одного), а класс «люкс» тянет на 13 – 14 тысяч рублей в сутки. Сэкономить 5 – 15 % цены можно, покупая путешествия по воде в рамках акций раннего бронирования, а также в периоды не очень высокого спроса. Например, в начале или в конце навигации.

Вот туры в пиковые даты (в том числе на майские праздники и в период со второй половины июля до середины августа), напротив, окажутся самыми затратными. Как и удовольствие отправиться не в обычные, а в специализированные (например, с особой программой) или в «экспедиционные» круизы в труднодоступные уголки страны. Есть вероятность сэкономить и с помощью набора услуг: обычно в рамках речного тура предлагают трехразовое питание и экскурсии в портах захода, но иногда от них можно и отказаться.

Чем порадуют в эту навигацию устроители речных круизов? Во-первых, на реки выйдут новые суда. В их числе как ранее стоявшие в затонах (например, теплоход «Зосима Шашков», который будет курсировать и на маршрутах из Петербурга), так и совсем новые, среди которых два речных и одно класса «река-море». Так, новый колесный круизный лайнер премиум-класса ­«Аурум» станет ходить по маршрутам «Московской кругосветки» с новой же экскурсионной программой по городам Золотого кольца. Ждут на реках и теплоход класса «река-море» «Петр Великий», он во многом похож на уже известный «Мустай Карим». Комфортабельность лайнера будет соответствовать пятизвездному отелю — «Петр Великий» спроектирован как плавучая гостиница с полноценными балконами, носовым обзорным салоном, солнечной палубой и бассейном. Правда, полной уверенности в том, что он сможет принять пассажиров на борт именно в навигацию 2024 года, пока нет.

В топе запросов по‑прежнему остаются круизы между Москвой и Петербургом, в Казань и Астрахань, на Соловки, а также маршруты по Оке и до Великого Новгорода. Среди путешествий выходного дня в Москве это туры в Тверь и Углич, а в Петербурге — на Валаам. Из нового: в эту навигацию в России впервые в истории предложат очень продолжительный круиз под названием «Сказка странствий», участники которого будут находиться в поездке на теп­лоходе «Н. А. Некрасов» целых… тридцать дней. Программа впечатляет: лайнер пройдет по Волге от Москвы до Казани через Углич, Ярославль и Нижний Новгород, затем отправится по Каме до Перми через Елабугу и Сарапул, на обратном пути дойдет до Ростова-на-Дону и Астрахани, вернувшись в столицу после посещения целого ряда городов на Волге. А путешествующим по Енисею в этом сезоне предложат добавить к основной программе джип-туры на знаменитое и таинственное плато Путорана, в программы туров по Оби и Иртышу включат Новосибирск.

Есть новинки и в причальной инфраструктуре. Так, заработали причалы в Сызрани и в поселке Хийденсельга недалеко от карельской Сортавалы, а в Великом Новгороде новый причал появился прямо напротив кремля. Как обещают строители, 71‑метровое сооружение запросто сможет принимать и обслуживать трехпалубные теплоходы (такие как «Сергей Есенин») и дополнит инфраструктуру круизного речного маршрута «Из варяг в греки», связывающего Петербург, Ленинградскую область и Великий Новгород. По словам губернатора Новгородской области Андрея Никитина, гостей встретят смотровая площадка с видом на кремль и Рюриково городище, удобные пешеходные дорожки и скульптура «Новгородский купец». «С учетом завершения реставрации культурных объектов на Ярославовом дворище, создания Дома Рахманинова и Политехнического музея здесь получится полноценный культурный квартал», — заявил он.

По оценке экспертов, кроме роста спроса на традиционные путешествия по воде сейчас растет интерес туристов и к тематическим программам. То есть круизам с изюминкой в виде акцента на культуру, оздоровление или гастрономию. Например, гостям могут предложить путешествие с мастер-классами по приготовлению национальных блюд регионов, через которые круиз проходит. Концерты приглашенных звезд. Или курс занятий йогой.

«Еще прошлой осенью купила тур по новому для меня речному маршруту, — делится планами на лето одна из моих знакомых. — И не считаю, что они стоят дорого: если учесть все преимущества. В любом случае, неделя-другая в путешествии по воде внутри страны куда интереснее и познавательнее любого заморского тура.



#речная навигация #речные круизы #водный туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 77 (7653) от 26.04.2024 под заголовком «Реки впечатлений».


Комментарии