В Арктику под парусом. Яхта «Мария» вернулась в Петербург

В конце прошлой недели после 45-дневного плавания в Петербург вернулась яхта «Мария», передает МИА «МИР». За ее кормой остались 2300 морских миль - два крупнейших озера Европы (Ладожское и Онежское), два моря (Белое и Баренцево), Беломорско-Балтийский канал и несколько рек, среди которых Нева и Свирь. Масштабная экспедиция (громко названная «Большой арктической регатой», хотя для регаты необходимо как минимум две яхты), стартовавшая на невских берегах, финишировала в Мурманске.

В Арктику под парусом. Яхта «Мария» вернулась в Петербург | ФОТО Станислава КОРЯКИНА

ФОТО Станислава КОРЯКИНА

Первоначально, правда, план был более дерзким – предполагалось дойти аж до Нарьян-Мара. Но яхтсмены не учли многих деталей. Строгий пограничный режим, длительный переход через Баренцево море без бухт укрытия (что небезопасно), портовый сбор (плата за вход и выход) в размере 100 тысяч рублей и, наконец, условия пандемии, которые там, в далеком северном краю, как оказалось, далеко не самые благоприятные.

Впрочем, впечатлений и сопутствующих мыслей у путешественников и без Нарьян-Мара набралось немало.

Зачем вообще-то их понесло в эти холодные бесприютные края? Вряд ли лишь потому, что в теплые страны сегодня не пускают, – экспедиция задумывалась еще несколько лет назад. Как признал руководитель проекта Станислав Корякин, изначально задача была отнюдь не глобальной: кое-какие исследования климата и воды, деловое и культурное общение с местными жителями. И все это в режиме яхтенных соревнований (то есть действительно регаты).

Но в итоге оказалось, что соревноваться не с кем, зато миссия получилась более значительной: проработка водных туристических маршрутов, исследование состояния береговой инфраструктуры. Другими словами, попытка ответить на вопрос: можно ли сегодня обычному человеку (разумеется, под руководством людей опытных) с относительным комфортом попутешествовать по нашим внутренним (что в условиях нынешних реалий особенно актуально!) водным путям? А ведь водный туризм, если взглянуть на него в государственном плане, это помимо отдыха и оживление прибрежных территорий, и развитие индустрии сопутствующей атрибутики. К тому же близкое знакомство с нетронутыми уголками природы развивает в людях экологическую культуру и прививает любовь к родной земле.

Экспериментальный рейс прошел весьма плодотворно. Участники экспедиции встречались и с обычными жителями, и с представителями бизнеса, и с главами муниципальных образований, и с руководителями регионов. Принял их даже сам губернатор Мурманской области Андрей Чибис. И, как уверяет Корякин, все собеседники идею оживить свою жизнь с помощью водного туризма восприняли с большим энтузиазмом.

Путь к благой цели, однако, предстоит трудный. Достойного этих задач флота прогулочных и маломерных судов пока нет. Береговая инфраструктура сплошь и рядом находится в состоянии ужасающем – к берегу просто не подойти, а подойдешь – на причал не выйдешь, ибо он разрушен напрочь. Самый приличный из всех – на Соловках, где им ведает монастырь.

Организовать сквозные маршруты (скажем, Петербург – Беломорско-Балтийский канал) мешает и региональная разобщенность, которую как раз и призвана преодолеть вот такая «народная дипломатия». А помимо постоянного экипажа «в смену» на борту побывали люди самых разных профессий: журналисты, ученые, педагоги, эксперты. Одна из таких счастливцев (хотела пройти лишь небольшой этап, а в итоге прошла часть пути туда и весь путь обратно) топ-визажист Евгения Сомова выразила народное мнение: само путешествие – сказка, а то, что находится на берегах, – увы...

К выводам, сделанным участниками экспедиции, со всей серьезностью относится председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев. Потенциал водных путей Северо-Запада для развития отрасли, уверен он, просто колоссален. Здесь не только масса уникальных природных объектов, но и огромный пласт истории, связанный с развитием нашего государства: путь из варяг в греки, зарождение российского флота, множество славных баталий. Здесь же и слава рукотворная: старинные крепости и монастыри, каналы, шлюзы, электростанции...

Маршрут яхты «Мария» как полностью, так и частично может стать украшением культурно-познавательного туристского проекта «Серебряное ожерелье России», работа над которым идет уже с 2013 года. И здесь мы в мировом тренде: сегодня, как выясняется, все больше людей стремятся сменить расслабленный пляжный отдых на суровую северную экзотику.

– Петербург мы в ближайшем будущем видим как туристический магнит, большой тревел-хаб, где пересекается огромное количество маршрутов, – сказал Корнеев. – С 1 января будет работать единая электронная виза, которая позволит 16 дней находиться на территории РФ. Этого времени достаточно для путешествия по нашим внутренним водным путям. И Петербург должен стать столицей водного туризма России.

Надо ли говорить, что препятствий на этом пути немерено. Чтобы попасть в наши воды, иностранцу нужно преодолеть массу законодательных барьеров, многие из которых существуют еще с советских времен. Но что его ждет здесь? Да, природа. Да, история. Но – никакого комфорта, к которому привык отнюдь не бедный (яхта – дорогое удовольствие!) зарубежный турист. Впрочем, и наши-то прежде непритязательные любители водных путешествий, наездившись по заграницам, тоже уже не очень готовы довольствоваться скудным береговым сервисом и видом полусгнивших причалов. При этом, между прочим, часто встречая еще и заоблачные цены на стоянку. Так что мечтать о туристических Нью-Васюках, конечно, не вредно, но нужно смотреть на вещи реально.

Для начала надо хотя бы найти общий язык с ближайшим соседом – Ленинградской областью. Ясно, что от эффективного взаимодействия (или, как сейчас модно говорить, синергии) выиграют оба региона. Впрочем, заверил Корнеев, между двумя губернаторами в этом плане полное взаимопонимание.

– Мы не делим яхтсменов на своих и чужих, – говорит заместитель начальника управления Ленинградской области по транспорту Михаил Присяжнюк. – Для нас это те люди, которые открывают дорогу потенциальному туристическому потоку. Уже три года, как мы ведем активное строительство объектов береговой инфраструктуры. Правда, предназначены они в основном для приема больших круизных судов. Чтобы обслуживать маломерный флот, к ним добавляем понтоны-причалы. Так, например, сделано в крепости «Орешек». Зафрахтовать там место можно из любой точки мира. Работает причал в Невской Дубровке, скоро сдадим такой же и на другом берегу Невы, у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда». Уникальный, с применением самых современных технологий причал сделан в Старой Ладоге. Прорабатываем вопрос о создании пункта пропуска маломерного флота в порту «Высоцк».

Последнее заявление следует считать революционным. Уже много лет об отсутствие такого объекта у финской границы разбивается весь зарубежный яхтенный туризм. Неужели лед тронулся?! И случайно ли, что такую замечательную новость принес разговор о яхте «Мария», сходившей в Арктику?..

#корабли #Арктика #экспедиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (6750) от 27.08.2020 под заголовком «В Арктику под парусом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.