Не пора ли открыть Териберку? В России намерены развивать арктический туризм
На состоявшейся на днях онлайн-конференции был представлен проект развития заполярного села Териберка. Идеологи этого проекта уверены, что при грамотном продвижении, развитии инфраструктуры и разнообразном предложении со временем местечко может вступить в конкуренцию со знаменитым Нордкапом. Однако потрудиться для этого придется немало: несмотря на относительную близость к Мурманску (всего-то 140 км), сейчас туда даже дороги нормальной нет...
Фото Льва Федосеева/ТАСС
«В Териберке невероятные пейзажи, есть любопытные исторические и природные достопримечательности. К тому же это отличное место для занятий сноукайтингом и экстремальным зимним дайвингом, - перечислял плюсы села председатель правления Союза туриндустрии Мурманской области Олег Теребенин. - Там можно увидеть одно из самых красивых природных явлений - северное сияние. А какие блюда готовят из местных продуктов - пальчики оближешь...». В этой связи он предложил не только всемерно развивать систему гостеприимства в самой Териберке, но и организовать, к примеру, арктический поезд, с помощью которого было бы возможно не только добраться до мест, где существует вероятность увидеть северное сияние, но по пути «посмотреть и прекрасные ландшафты Карелии».
По словам Теребенина, уже сейчас находящееся за Полярным кругом на северо-восточном побережье Кольского полуострова село (кстати, единственное в европейское части России место, откуда можно одновременно увидеть открытое Баренцево море и Северный Ледовитый океан) благодаря участию в съемках «Левиафана» принимает до 40 тысяч туристов в год. «Однако, если все 140 километров дороги, которая связывает Териберку с Мурманском, будут проложены, их может стать гораздо больше», - делает вывод специалист.
Как туризм на Север выглядит в России в целом? С точки зрения общих цифр дела вроде и неплохи. Во время онлайн-конференции член общественного совета при Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики Леонид Агафонов сообщил, что при уровне мирового потока туристов в Арктику около 11 млн человек ежегодно на долю РФ приходятся примерно 1,17 миллиона. «Если учесть, что Россия обладает наибольшей в мире территорией в арктической зоне, а практически половину из этого объема составляют деловые поездки и спортивный туризм, то результаты не впечатляют, - сказал эксперт. - Фактически Арктику в широком смысле этого слова посещают менее 1% всех путешествующих по нашей стране».
Причем если на Мурманскую область приходится около 451 тыс. туристов в год, то на Чукотке или в Якутии их кот наплакал (25 и 5 тысяч, соответственно). Вместе с тем опыт Исландии или Норвегии, давно развивающих это направление, показывает: объемы арктического туризма, равно как и доходы от него, могут быть куда более значительными. И планы такие в России все же есть: по словам замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Крутикова, детально разработанная стратегия развития арктического туризма предусматривает, что в течение ближайших 15 лет турпоток в этом направлении увеличится до 3 млн человек (допустимый предел антропогенной нагрузки).
А замминистра природных ресурсов и экологии РФ Елена Панова среди причин, сдерживающих развитие арктического туризма, называет нехватку, а порой и полное отсутствие транспортной, IT и другой инфраструктуры. Да, гости из-за рубежа и сами россияне порой не прочь поселиться в чуме и полностью погрузиться в местный быт, но до определенных пределов. Как ни крути, а современный турист привык к «удобствам», которых зачастую в русской Арктике не хватает. Впрочем, подходящие объекты размещения все же есть: по данным статистики, в арктической зоне России находится свыше 200 гостиниц, баз отдыха и т. д., способных обеспечить разный уровень комфорта гостей. Причем инвесторов, готовых вкладываться в возведение новых объектов, государство готово стимулировать.
Панова и многие другие участники дискуссии полагают, что примеры удачного развития направления в России уже есть, а делать его по-настоящему массовым, возможно, и не стоит. «Туризм в Арктике прежде всего должен учитывать особую экологию региона, - считает она. - В этой связи необходимо сдерживать антропогенную нагрузку на его хрупкую природу, обеспечивать особые правила безопасности для гостей и делать все для того, чтобы сохранить колорит».
Что касается наличия спроса, то Вадим Мамонтов, генеральный директор одной из специализированных компаний, уверен - он есть. По данным проведенного этой фирмой опроса, 56% респондентов готовы лететь на другой конец страны для того, чтобы увидеть Камчатку, Арктику или Чукотку. Причем больше 50% хотят сделать это сразу после снятия карантина, а самым предпочтительным вариантом считают путешествие больше чем на 8 дней. «Спрос имеется и продолжает расти, - говорит эксперт. - Отчасти это объясняется и тем, что разброс цен на туры в Арктику очень велик: если на север Архангельской области можно отправиться всего за 25 - 30 тыс. рублей на человека, то тур на Чукотку будет стоить 300 тысяч».
Увы, но многие россияне даже не знают, что предложение туров на Север довольно широкое. Есть таковые, к примеру, в Ямало-Ненецком округе: летний маршрут проходит вдоль Печоры вплоть до Ненецкого заповедника, а участники поездки смогут живьем увидеть быт оленеводов или понаблюдать за морскими млекопитающими. Существуют и туры на Таймыр и знаменитое плато Путорана.
По разным оценкам, интерес для потенциальных гостей представляют самые разные арктические регионы. Кроме Мурманской области, где уже сложилась необходимая инфраструктура и обеспечена транспортная доступность, туристам может быть интересна Земля Александры, входящая в состав архипелага Франца-Иосифа, способная стать еще одной точкой на пути к Северному полюсу.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6700) от 16.06.2020 под заголовком «Не пора ли открыть Териберку?».
Комментарии