По воде без правил? Как в Петербурге следят за движением по рекам и каналам
Жить в городе на воде, да еще таком красивом, как Петербург, – это, безусловно, счастье. Если взглянуть на него с воды, то вид просто фантастический. А некоторые еще не просто смотрят, но и гоняют по городским водным артериям на различных плавсредствах. И тут уже появляться рядом обычному «созерцателю красот» страшновато. Должен ли кто-то за этим следить? И какими законами регламентируется движение по воде? Об этом обозреватель нашей газеты Михаил РУТМАН поговорил с начальником Центра Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Санкт-Петербурга Александром РАДЬКО.
ФОТО Андрея РАДОНЕЖСКОГО
– Позвольте, Александр Викторович, провести аналогию с сухопутной дорогой. На всех трассах действуют единые правила, одинаково обязательные для каждого участника дорожного движения. И следит за их соблюдением одна организация – ГИБДД. На воде, похоже, все несколько сложнее.
– Ничего особенно сложного нет. Приказом Минтранса России № 19 от 19 января 2018 года установлены «Правила плавания судов по внутренним водным путям». Там четко написано, как обгонять, как расходиться, какие и где знаки стоят, с какой скоростью идти и прочее. Постановлением петербургского правительства от 18 сентября 2007 года № 1165 «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге» установлены определенные ограничения исходя из особенностей города.
Кроме того, существуют Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС № 502 от 29 июня 2005 года. В соответствии с ними, водная акватория может иметь либо федеральный, либо региональный статус. В Петербурге в границах города к первой категории относятся Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка. Скорость передвижения по ним в границах города не может превышать 15 км/час.
Ко второй категории относятся все внутренние реки и каналы. Двигаться по ним можно со скоростью не более 8 км/час, а при прохождении плавучих причалов, стоящих на якоре и (или) ошвартованных судов и судов технического флота – 5 км/час. Контролирует эти водоемы Агентство водного транспорта (АВТ). Оно может составлять протоколы, штрафовать, отправлять суда на штрафстоянку – в нынешнем году там уже оказались 27 судов. Есть еще водная полиция. Она имеет право задерживать нарушителя, требовать документы, выяснять личность. Мы часто работаем совместно с этими органами. ГИМС контролирует движение на всех водоемах города, но, поскольку это структура федеральная, она надзирает только за исполнением законов РФ.
– Вам не кажется, что такое нагромождение надзорных структур не очень разумно?
– Кажется. Я считаю, что все контрольные функции по движению на воде должны быть сосредоточены в одном органе. Сейчас, к примеру, ГИМС не имеет права штрафовать лиц, которые используют маломерные суда для коммерческих перевозок. Хотя они такие же участники движения, как и все остальные, и точно так же могут создавать аварийную ситуацию. В нашей юрисдикции – маломерные суда, использующиеся в некоммерческих целях, длиной до 20 метров и пассажировместимостью до 12 человек.
Суда массой менее 200 кг и с установленным двигателем до 10 лошадиных сил регистрации не подлежат. Удостоверение на право управления ими не требуется. Но судоводители, управляющие такими судами, обязаны соблюдать правила плавания по внутренним водным путям – как федеральным, так и региональным. Сейчас, учитывая большую интенсивность движения в акватории города, совместно с правительством Петербурга мы пытаемся внести изменения в региональное законодательство, ограничив использование данного типа судов.
В Северной столице достаточно много предпринимателей, сдающих в аренду суда, которые, по их мнению, не подлежат регистрации. То есть любому, даже самому неподготовленному человеку, предоставляется в аренду судно, которое гражданин использует по своему усмотрению. Он может не знать никаких правил плавания и поведения на воде, сажает на борт семью и едет кататься.
– Ведь это же все равно что выехать на дорогу без прав! И вы ничего не можете сделать?
– Мы останавливаем такие суда и направляем на контрольное взвешивание. Как правило, они весят больше 200 кг. Тогда у нас появляется право штрафовать данного судоводителя. А штраф, между прочим, 15 тысяч рублей. Это плюс к тому, что человек заплатил 5 тысяч в час за прокат и еще заплатит 20 тысяч за штрафстоянку. А предприниматель-«прокатчик» остается ни при чем – так хитро составлен договор. Там прямо не пишут, что человеку дали судно для «прогулок по рекам и каналам» Петербурга (хождения по воде). Если что – мы, мол, не знаем, может, он просто сфотографироваться на нем хотел. Три года назад женщина взяла в прокат гидроцикл и разбилась. Следственный комитет возбудил уголовное дело, но в суде оно развалилось – не удалось доказать умысел на нарушение правил безопасности. «Прокатчик» не заставлял эту женщину спускаться на воду!
Но есть еще более дерзкий вариант – сдача судов в аренду. Для этого не надо регистрироваться как юрлицо, получать лицензию на коммерческую деятельность. А суть остается той же – неподготовленный человек оказывается на воде. И арендодатель так же ни за что не отвечает.
– Согласитесь, даже невооруженным глазом видно, что скоростной режим, о котором вы сказали, на наших водах нарушается повсеместно...
– Согласен. И в значительной степени потому, что предусмотренные законами ограничения скорости явно занижены. 15 км/час – это скорость на грани потери управления судном. А, допустим, «Метеор» на подводных крыльях развивает скорость до 75 км/час – это заложено в его технические характеристики. Но мы же не будем его штрафовать!
В некоторых европейских странах для маломерных судов действуют ограничения не по скорости, а по высоте волны, которую они создают. Для измерения этой величины инспекторы используют специальные лазерные приборы. Когда положенный предел превышается, судно останавливают, а капитана штрафуют. Думаю, что это более разумно, чем у нас.
– Но у многих граждан возникают вопросы по поводу гидроциклов, которые носятся по рекам и каналам со страшными скоростями. Можно ли что-то с этим сделать?
– Ряд мер уже предпринят на уровне администрации города. Упомянутое мной постановление правительства Петербурга № 1165 запрещает плавание на гидроциклах по Мойке и Фонтанке. С прошлого года увеличены штрафы – за управление гидроциклом без прав вместо 1000 – 1500 рублей до 10 – 15 тысяч. Но это все равно не останавливает людей. Иногда в день мы составляем по 3 – 4 протокола о нарушениях. Привлекать можем, правда, лишь за езду без прав и отсутствие регистрации маломерного судна. Скоростной режим на реках и каналах – не наша юрисдикция. К тому же у нас нет приборов, которые измеряют скорость на воде. Полиции на дорогах проще – их радары стоят на неподвижной земле. А у нас – вода, которая постоянно находится в движении. Необходимо достаточно сложное оборудование, которое есть на больших кораблях. Но на наш катер его не поставить. Поэтому статью о превышении скорости мы, строго говоря, использовать не можем. Никаким документом это нарушение нам не подтвердить. Мы просто подходим к нарушителю, требуем уменьшить ход, и он выполняет наши требования.
– Однако, несмотря на все эти сложности, аварийность на наших водах достаточно низкая?
– Во много раз ниже, чем на дорогах! А ведь в городе стоит на учете около 50 тысяч маломерных судов. Народ у нас в основном сознательный – правила соблюдают, поддерживают радиосвязь, предупреждая других участников движения о своих маневрах. В прошлом году у нас было всего два случая столкновения с гибелью людей, в 2020-м крупных аварий не было совсем.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (6768) от 22.09.2020 под заголовком «На воде без правил».
Комментарии