По воде без правил? Как в Петербурге следят за движением по рекам и каналам

Жить в городе на воде, да еще таком красивом, как Петербург, – это, безусловно, счастье. Если взглянуть на него с воды, то вид просто фантастический. А некоторые еще не просто смотрят, но и гоняют по городским водным артериям на различных плавсредствах. И тут уже появляться рядом обычному «созерцателю красот» страшновато. Должен ли кто-то за этим следить? И какими законами регламентируется движение по воде? Об этом обозреватель нашей газеты Михаил РУТМАН поговорил с начальником Центра Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Санкт-Петербурга Александром РАДЬКО.

По воде без правил? Как в Петербурге следят за движением по рекам и каналам | ФОТО Андрея РАДОНЕЖСКОГО

ФОТО Андрея РАДОНЕЖСКОГО

– Позвольте, Александр Викторович, провести аналогию с сухопутной дорогой. На всех трассах действуют единые правила, одинаково обязательные для каждого участника дорожного движения. И следит за их соблюдением одна организация – ГИБДД. На воде, похоже, все несколько сложнее.

– Ничего особенно сложного нет. Приказом Минтранса России № 19 от 19 января 2018 года установлены «Правила плавания судов по внутренним водным путям». Там четко написано, как обгонять, как расходиться, какие и где знаки стоят, с какой скоростью идти и прочее. Постановлением петербургского правительства от 18 сентября 2007 года № 1165 «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге» установлены определенные ограничения исходя из особенностей города.

Кроме того, существуют Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС № 502 от 29 июня 2005 года. В соответствии с ними, водная акватория может иметь либо федеральный, либо региональный статус. В Петербурге в границах города к первой категории относятся Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка. Скорость передвижения по ним в границах города не может превышать 15 км/час.

Ко второй категории относятся все внутренние реки и каналы. Двигаться по ним можно со скоростью не более 8 км/час, а при прохождении плавучих причалов, стоящих на якоре и (или) ошвартованных судов и судов технического флота – 5 км/час. Контролирует эти водоемы Агентство водного транспорта (АВТ). Оно может составлять протоколы, штрафовать, отправлять суда на штрафстоянку – в нынешнем году там уже оказались 27 судов. Есть еще водная полиция. Она имеет право задерживать нарушителя, требовать документы, выяснять личность. Мы часто работаем совместно с этими органами. ГИМС контролирует движение на всех водоемах города, но, поскольку это структура федеральная, она надзирает только за исполнением законов РФ.

– Вам не кажется, что такое нагромождение надзорных структур не очень разумно?

– Кажется. Я считаю, что все контрольные функции по движению на воде должны быть сосредоточены в одном органе. Сейчас, к примеру, ГИМС не имеет права штрафовать лиц, которые используют маломерные суда для коммерческих перевозок. Хотя они такие же участники движения, как и все остальные, и точно так же могут создавать аварийную ситуацию. В нашей юрисдикции – маломерные суда, использующиеся в некоммерческих целях, длиной до 20 метров и пассажировместимостью до 12 человек.

Суда массой менее 200 кг и с установленным двигателем до 10 лошадиных сил регистрации не подлежат. Удостоверение на право управления ими не требуется. Но судоводители, управляющие такими судами, обязаны соблюдать правила плавания по внутренним водным путям – как федеральным, так и региональным. Сейчас, учитывая большую интенсивность движения в акватории города, совместно с правительством Петербурга мы пытаемся внести изменения в региональное законодательство, ограничив использование данного типа судов.

В Северной столице достаточно много предпринимателей, сдающих в аренду суда, которые, по их мнению, не подлежат регистрации. То есть любому, даже самому неподготовленному человеку, предоставляется в аренду судно, которое гражданин использует по своему усмотрению. Он может не знать никаких правил плавания и поведения на воде, сажает на борт семью и едет кататься.

– Ведь это же все равно что выехать на дорогу без прав! И вы ничего не можете сделать?

– Мы останавливаем такие суда и направляем на контрольное взвешивание. Как правило, они весят больше 200 кг. Тогда у нас появляется право штрафовать данного судоводителя. А штраф, между прочим, 15 тысяч рублей. Это плюс к тому, что человек заплатил 5 тысяч в час за прокат и еще заплатит 20 тысяч за штрафстоянку. А предприниматель-«прокатчик» остается ни при чем – так хитро составлен договор. Там прямо не пишут, что человеку дали судно для «прогулок по рекам и каналам» Петербурга (хождения по воде). Если что – мы, мол, не знаем, может, он просто сфотографироваться на нем хотел. Три года назад женщина взяла в прокат гидроцикл и разбилась. Следственный комитет возбудил уголовное дело, но в суде оно развалилось – не удалось доказать умысел на нарушение правил безопасности. «Прокатчик» не заставлял эту женщину спускаться на воду!

Но есть еще более дерзкий вариант – сдача судов в аренду. Для этого не надо регистрироваться как юрлицо, получать лицензию на коммерческую деятельность. А суть остается той же – неподготовленный человек оказывается на воде. И арендодатель так же ни за что не отвечает.

– Согласитесь, даже невооруженным глазом видно, что скоростной режим, о котором вы сказали, на наших водах нарушается повсеместно...

– Согласен. И в значительной степени потому, что предусмотренные законами ограничения скорости явно занижены. 15 км/час – это скорость на грани потери управления судном. А, допустим, «Метеор» на подводных крыльях развивает скорость до 75 км/час – это заложено в его технические характеристики. Но мы же не будем его штрафовать!

В некоторых европейских странах для маломерных судов действуют ограничения не по скорости, а по высоте волны, которую они создают. Для измерения этой величины инспекторы используют специальные лазерные приборы. Когда положенный предел превышается, судно останавливают, а капитана штрафуют. Думаю, что это более разумно, чем у нас.

– Но у многих граждан возникают вопросы по поводу гидроциклов, которые носятся по рекам и каналам со страшными скоростями. Можно ли что-то с этим сделать?

– Ряд мер уже предпринят на уровне администрации города. Упомянутое мной постановление правительства Петербурга № 1165 запрещает плавание на гидроциклах по Мойке и Фонтанке. С прошлого года увеличены штрафы – за управление гидроциклом без прав вместо 1000 – 1500 рублей до 10 – 15 тысяч. Но это все равно не останавливает людей. Иногда в день мы составляем по 3 – 4 протокола о нарушениях. Привлекать можем, правда, лишь за езду без прав и отсутствие регистрации маломерного судна. Скоростной режим на реках и каналах – не наша юрисдикция. К тому же у нас нет приборов, которые измеряют скорость на воде. Полиции на дорогах проще – их радары стоят на неподвижной земле. А у нас – вода, которая постоянно находится в движении. Необходимо достаточно сложное оборудование, которое есть на больших кораблях. Но на наш катер его не поставить. Поэтому статью о превышении скорости мы, строго говоря, использовать не можем. Никаким документом это нарушение нам не подтвердить. Мы просто подходим к нарушителю, требуем уменьшить ход, и он выполняет наши требования.

– Однако, несмотря на все эти сложности, аварийность на наших водах достаточно низкая?

– Во много раз ниже, чем на дорогах! А ведь в городе стоит на учете около 50 тысяч маломерных судов. Народ у нас в основном сознательный – правила соблюдают, поддерживают радиосвязь, предупреждая других участников движения о своих маневрах. В прошлом году у нас было всего два случая столкновения с гибелью людей, в 2020-м крупных аварий не было совсем.

#реки и каналы #транспорт #безопасность #навигация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (6768) от 22.09.2020 под заголовком «На воде без правил».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.