Судно «Академик Александр Карпинский» отправится в Антарктиду

Научно-исследовательское судно «Академик Александр Карпинский» готовится к 68‑й экспедиции в Антарктиду. Со дня на день завершится доковый ремонт.

Судно «Академик Александр Карпинский» отправится в Антарктиду | Фото предоставлено ПМГРЭ

Фото предоставлено ПМГРЭ

Это из серии «готовь сани летом». Лето в Антарктиде — когда у нас зима, а ее «Карпинский», принадлежащий Полярной морской геологоразведочной экспедиции (АО «ПМГРЭ» входит в холдинг «Росгеология»), провел в ремонте. Соответственно, полярники работали на втором своем научном судне, «Профессор Логачев», и научно-экспедиционном «Академике Трешникове» Арктического и Антарктического НИИ. Оба недавно вернулись.

Конечно, ремонты накладывают отпечаток на работу экспедиции, — говорит управляющий директор ПМГРЭ Павел Лунев. — Но это ремонты плановые, мы строим планы на несколько лет, исходя из графика ремонтов. В объеме очередного докования ремонт раз в 2,5 года, большой классификационный — раз в 5 лет. Сейчас идет как раз большой пятилетний ремонт — готовим судно к продолжительной работе в Антарктике. Главные трудности не в сроках, а в отсутствии государственного финансирования на содержание и ремонт наших научных судов, выполняющих государственные контракты.

У каждого механизма на корабле — свой срок службы, что‑то заменяют в обязательном порядке, что‑то — если есть такая необходимость. Сейчас, понятно, при всех ремонтах нужно держать в уме импортозамещение. Точнее, его держат в уме уже несколько лет — теперь это из рекомендации стало необходимостью.

На «Профессоре Логачеве» почти все важное оборудование сейчас отечественное, — комментирует Павел Лунев. — Например, геоакустический комплекс — от АО «Южморгеология», а глубоководное гидравлическое оборудование разрабатывается и производится в многолетнем сотрудничестве с ООО «ГИКО». Это специализированное оборудование, работающее на глубинах до 6000 м. Телегрейфер, например, позволяет отбирать большие пробы горных пород со дна океана под контролем оператора. Аналогов такому оборудованию в мире немного.

«Карпинский» — 1984 года постройки, советского производства. Вспомогательные двигатели — импортные, но, как говорит Павел Лунев, обслуживать их в России возможность есть. Магнитометр — заграничный, но сейчас создается отечественный аналог. Вот над чем придется в будущем поломать голову — это что делать с сейсмической косой.

Это такой инструмент измерения: за судном выпускается семикилометровая антенна, на ней через каждые 12,5 м установлены группы датчиков, их больше полутысячи. Судно излучает упругий сигнал, он отражается от морского дна, и датчики на косе принимают этот отраженный сигнал. Расшифровывая его, мы получаем информацию о глубинном геологическом строении осадочного чехла и фундамента.

С такой длинной косой в Антарктиде работают только российские ученые, но само оборудование — американское, такое используют на большинстве сейсмических судов в мире. Поставки прекратились, и сейчас это головная боль, которую предстоит лечить.

После докового ремонта «Карпинского» спустят на воду, ремонт завершится уже у причала. Потом — получение необходимых документов на судно и проверка научного оборудования. Сама экспедиция начнется ориентировочно в конце ноября.


#экспедиция #судно #Антарктида

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7189) от 15.06.2022 под заголовком «Чтоб коса не нашла на камень».


Комментарии