В ледовом бассейне Арктического и Антарктического института испытали модель научно-экспедиционного судна «Иван Фролов»

Это был заключительный этап его технического проектирования, подтвердивший точность тщательно выверенной документации. В начале следующего года состоится официальная закладка судна, которому, как говорят специалисты, не будет равных во всем мире.

В ледовом бассейне Арктического и Антарктического института испытали модель научно-экспедиционного судна   «Иван Фролов» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Несмотря на глобальное потепление климата, приметы чего все более очевидны, никто и не думает отказываться от судов ледового класса. Петербургские полярники, работающие во всех широтах — от Северного полюса до берегов Антарктики, тоже не собираются этого делать. Напротив, в позапрошлом году они укрепили свой научно-экспедиционный флот, включив в его состав ледокол особого рода. Благодаря этой плавучей обсерватории, ледостойкой самодвижущейся платформе (ЛСП) «Северный полюс», способной автономно дрейфовать во льдах до двух лет, ученые смогли осуществить длительную экспедицию в арктических морях (наша газета рассказывала об этом), теперь она близится к концу.

Но флот ААНИИ, состоящий ныне из трех судов, по‑прежнему нуждается в обновлении. Тем более что задачи, стоящие перед полярной наукой, в последние годы расширились, и уж, конечно, не только из‑за климатических сбоев. На смену НЭС «Академик Федоров», обеспечивающему научно-экспедиционную деятельность института уже 37 лет, должно прийти, как убеждали полярники, другое судно — более современное и оснащенное с учетом нынешних требований.

Руководители Росгидромета, куда входит этот институт, имеющий статус государственного научного центра РФ, с их доводами были согласны. И год назад, напомним, с «Адмиралтейскими верфями» был подписан госконтракт на постройку НЭС «Иван Фролов» проекта 23680.

К тому времени специалисты Невского проектно-конструкторского бюро (ПКБ) подготовили аванпроект судна. То есть предварительные выкладки и технико-экономическое обоснование проекта. На основании этого документа «Адмиралтейские верфи» определили стоимость постройки новинки. А Центр технологии судостроения и судоремонта выполнил экспертизу расчетов. На всех этапах работ, мы видим, в дело вступали исключительно петербургские организации, имеющие нужные компетенции и опыт. Координировали усилия, выражая при этом свою точку зрения, сотрудники ААНИИ. Ведь для них‑то и будет предназначено новое судно, названное в честь известного ученого-гляциолога члена-корреспондента РАН Ивана Фролова, долгое время возглавлявшего их институт.

Благо перед глазами был опыт эксплуатации схожего судна «Академик Трешников», которое эксплуатируется уже больше десяти лет. Некоторые технические решения, хорошо себя там зарекомендовавшие (скажем, особая система охлаждения энерго­установки), заказчик решил использовать на будущем судне. Да и при создании ЛСП «Северный полюс» рождались находки, отказываться от которых не стоило. Впрочем, и копировать НЭС «Академик Трешников», построенное (кстати, тоже адмиралтейцами) для доставки людей и грузов в Антарктиду, на новом этапе не было смысла. Хотя в основе своей оба судна — действующее и проектируемое — не отличаются, сочетая возможности ледокола, контейнеровоза, научно-исследовательского и пассажирского морского транспорта…

«Новое судно будет обеспечивать всем необходимым российские полярные станции, доступность которых зачастую ограничена из‑за непреодолимых льдов, — говорит Александр Макаров, директор ААНИИ. — Соответственно, мы предусмотрели техническую возможность выгрузки экспедиций на необорудованный берег. Это судно сможет также перевозить грузы в больших объемах, до 2,5 тысячи тонн. Научно-исследовательские работы в море потребуют от него высокой маневренности, что тоже учтено в проекте». 

Чтобы наглядно, а не на экране компьютера, увидеть, как поведет себя судно (в данном случае — его модель) во льдах, соответствуют ли обводы корпуса заявленным характеристикам по ледопроходимости, определить оптимальную мощность пропульсивного комплекса, были проведены модельные испытания. Проходили они с участием проектировщиков и ученых ААНИИ в ледовом бассейне института еще на самом начальном этапе, и вот теперь, спус­тя время, модель корпуса нового судна была опробована заново. Когда европейские поставщики судового оборудования стали уходить с российского рынка, проект пришлось скорректировать. Да и в любом случае столь необычный и сложный проект требовал скрупулезной проработки.

В ходе очередных испытаний уменьшенная копия желанного судна вновь «потрудилась» в ледовом бассейне ААНИИ. Преодолев сплошное ледовое поле и торосы, искусственно созданные там при температуре минус 18 градусов, она подтвердила характеристики, полученные при техническом проектировании расчетным путем. А участники эксперимента смогли убедиться, что они на верном пути…

Между тем специалисты подготовили конструкторскую документацию для изготовления тридцати секций корпуса судна, рассказал Андрей Юрьев, руководитель проекта «Адмиралтейских верфей». Металл для большинства из них заводчане уже нарезали на станках и приступили к сборке закладных. А две из них даже успели предъявить заказчику и Российскому морскому регистру судоходства, контролирующему ход выполнения заказа.

Документация технического проекта готова и находится на рассмотрении регистра, отметил представитель судоверфи, до  конца апреля корабелы рассчитывают получить положительное заключение. И если дальше все пойдет по графику, то в первом квартале 2025‑го заводчане возвестят о закладке НЭС «Иван Фролов». А может быть, и раньше, если ускорят работы по строительству одного из траулеров, находящегося на северном стапеле.

Так или иначе, детище Невского ПКБ и адмиралтейцев заказчик намерен получить в 2028 году. Это будет судно ледового класса Arc7 длиной почти 165 метров (значительно больше прежних) и водоизмещением 25 тысяч тонн. На нем смогут разместиться в довольно комфортных условиях 70 человек экипажа и не менее 170 полярников — ученых и авиа­торов. Причем ученые будут проводить исследования прямо во время рейса, анализируя полученные материалы в двадцати лабораториях непосредственно на борту судна. Проектом пре­­ду­с­мотрен также вертолетный комплекс, включающий две площадки и ангар для винтокрылых машин ­Ка-32, Ми-8 и Ми-38, без чего такие суда сегодня тоже не могут обойтись.

Лабораторное оборудование и поддержка малой авиации, надо сказать, понадобятся не только членам Российской антарктической экспедиции. Работать новинке предстоит везде, где выполняют свои задачи сотрудники Росгидромета, то есть в разных акваториях и на разных широтах, добавляют специалисты.



#судно #испытания #верфи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 74 (7650) от 23.04.2024 под заголовком «Флагман в бассейне».


Комментарии