Континентальный шельф восточного сектора Арктики ученые уже не считают сплошным «белым пятном»

Благодаря работам профильного предприятия Росгеологии, использующего флагманское буровое судно «Бавенит», за последние три года там удалось накопить богатый полевой материал.

Континентальный шельф восточного сектора Арктики ученые уже не считают сплошным «белым пятном» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Шельфовые территории в восточной части Арктики считались перспективными для поиска углеводородов с советских времен. Правда, это были большей частью предположения. Чтобы их проверить, требовалось провести дорогостоящие работы — сейсморазведку и бурение дна. Да еще в короткий период, когда это позволяет сделать сложная в этих широтах ледовая обстановка.

Малоглубинное бурение дает возможность получить горные породы (керн), чтобы уточнить их возраст, условия формирования и геологическое строение шельфа. Такие данные могут прямо указывать на возможные скопления нефти и газа или других полезных ископаемых. Подобные работы предваряют также инженерные изыскания при проектировании морских платформ.

Подтянув инвестиции и новейшие технологии, геологи смогли замахнуться на столь масштабный проект. Компания «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции» (АМИГЭ) приступила к нему больше трех лет назад. Ее сотрудники использовали два российских буровых научно-исследовательских судна (НИС) — «Бавенит» (так называется редкий минерал) и «Кимберлит».

За этот период они выполнили такие работы почти во всех арктических морях — от Карского до Чукотского, пробурив 30 стратиграфических (исследовательских) скважин с совокупной проходкой 4,2 тыс. метров. А общий объем инженерно-геологического бурения, проводимого с борта двух НИС, возрастал с каждым годом едва ли не вдвое.

В навигацию 2023 года, двигаясь с востока на запад, НИС «Бавенит» прошло восемь студеных морей (около 10 тыс. морских миль) и впервые получило образцы пород континентального шельфа из труднодоступных малоизученных регионов Арктики, а также другие ценные полевые материалы, способные поведать о нефтегазовом потенциале арктического шельфа.

Буровые работы велись с применением отечественного оборудования и софта, специально разработанного под эти задачи. Методика проведения геофизических исследований скважин (ГИС) с помощью оптико-волоконных линий связи стала одним из технологических прорывов геологов, отметил Виталий Хомбак, директор АМИГЭ.

Отработав технологию бурения и ГИС в сложных геологических и климатических условиях, они продолжат эти работы в рамках проекта, который ведет Арктический научный центр одной из неф­тегазовых компаний России. Комплексные лабораторные и камеральные исследования «морского» керна, добытого впервые в истории изучения Русской Арктики, тем временем ведут сотрудники Московского государственного университета.

Основные научные открытия еще впереди. Но очевидно, что полученный на шельфе массив новой геологической информации позволит как минимум уточнить геологические прогнозы. А это уже немалое достижение…


#арктика #Росгеология #судно

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7622) от 14.03.2024 под заголовком ««Бавенит» уходит на дно».


Комментарии