Прощание с «Палладой». Имя Александра Болтина вписано в историю географических открытий

В середине XIX века восточные «задворки» Российской империи были еще не самой освоенной территорией. В 1859 году для описания Приморья была организована специальная морская экспедиция. Возглавил ее генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский. Герой нашего повествования Александр Арсентьевич Болтин командовал пароходом-корветом «Америка».

Прощание с «Палладой». Имя Александра Болтина вписано в историю географических открытий | Эта фотография Александра Арсентьевича Болтина, сделанная в 1866 году в Марокко (рядом с ним переводчик), хранится в архивном фонде вице-адмирала Степана Осиповича Макарова./ФОТО из коллекции РГАВМФ

Эта фотография Александра Арсентьевича Болтина, сделанная в 1866 году в Марокко (рядом с ним переводчик), хранится в архивном фонде вице-адмирала Степана Осиповича Макарова./ФОТО из коллекции РГАВМФ

Именно тогда им была обнаружена бухта Находка. И не только: тогда же был открыт большой залив, названный Америкой — по имени корабля (ныне залив тоже зовется Находка). Появились на карте бухта Золотой Рог, остров Русский и пролив Босфор Восточный — он соединяет Амурский и Уссурийский заливы.

Болтин не оканчивал морских учебных заведений, он, согласно архивным документам, «воспитывался при родителях на своем содержании» и знал науки, «относящиеся до морского офицера». На службу он поступил 25 декабря 1849 года юнкером в 24‑й флотский экипаж.

Спустя два года в чине мичмана ходил на бриге «Полинур», затем участвовал в кругосветном путешествии к восточным берегам Российской империи на фрегате «Паллада». Обладая способностью к рисованию, Александр Болтин помогал штурманам в составлении карт новых берегов. Так, один из мысов в Японском море был назван в его честь — мысом Болтина (в настоящее время это территория Северной Кореи и мыс называется Мусудан).

Второй год плавания совпал с началом Крымской войны. К тому времени фрегат достиг берегов Японии. Опасаясь нападения неприятеля, генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский приказал в январе 1856 года затопить «Палладу» в Константиновской бухте Императорской (ныне Советской) гавани.

Затем Болтин служил на фрегатах «Диана» и «Аврора», командиром на пароходе «Амур»… В 1870 году он подал в отставку. «Болезненное состояние от продолжительной службы на море лишает меня возможности продолжать службу», — указывал он в своем прошении на имя Александра II. Согласно медицинскому свидетельству, Болтин страдал ревматизмом, приобретенным им в «зимние и продолжительные плавания по реке Амур и у берегов острова Сахалин».

Из послужных списков известно, что у Болтина — ни «за ним, за родителями его, или, когда женат, за женою недвижимое имущество, родовое или благоприобретенное» не имелось. Можно предположить, что второй брак в 1870‑х годах принес ему наследство новой жены. По крайней мере в послужном списке появилась запись о том, что он владеет родовым имуществом «в Новгородской губернии Демьяновского уезда 17 наделов и около 200 десятин земли с лесным угодьем».

В это время он с семьей жил в Одессе. Здесь Болтин нес морскую службу в плаваниях на судах Русского общества пароходства и торговли, одновременно занимался любимым увлечением — рисованием. Его любительская карьера художника-мариниста, начавшаяся еще со времени плавания на фрегате «Паллада», продолжилась серией рисунков, посвященных Русско-турецкой войне. Репродукции его рисунков хранятся в РГАВМФ. В начале ХХ века некоторые были опубликованы в газете «Петербургская жизнь».

И, кстати, «Паллада» еще раз вернулась в жизнь Александра Болтина. В конце XIX века в Петербурге на верфи на Галерном острове строили бронепалубный крейсер 1‑го ранга. В честь прославленного фрегата ему дали название «Паллада».

Узнав об этом, Александр Болтин, в ту пору отставной капитан 1‑го ранга, 23 июня 1899 года обратился в Главный морской штаб: «…Я слышал, что готовящийся к спуску новый крейсер будет носить имя того незабвенного исторического фрегата «Паллада», на котором я имел честь служить мичманом… Прощаясь с «Палладой», я взял одного Орла, который был на щите, закрывающем ростры, как память о службе моей на «Палладе»… Не признае­те ли возможным принять от меня в дар этот Орел, для помещения его на вновь строящийся крейсер…».

Дар был принят с благодарностью.


#географические открытия #экспедиция #командир

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7618) от 07.03.2024 под заголовком «Прощание с «Палладой»».


Комментарии