«Бурлаки» на Севере: какую цель поставили участники континентальной экспедиции «Россия 360»

Проехать на отечественной колесной технике вдоль всей сухопутной границы РФ без малого за год. Такую цель поставили перед собой участники первой континентальной экспедиции «Россия 360» — члены экспедиционного центра Русского географического общества (РГО Экспо). Выехав не так давно из Мурманска, они оказались к настоящему времени в Ненецком округе. А в целом собираются преодолеть более 33 тыс. километров, побывав в 58 регионах страны.

«Бурлаки» на Севере: какую цель поставили участники континентальной экспедиции «Россия 360» | ФОТО Chris Cordes on Unsplash

ФОТО Chris Cordes on Unsplash

Не на каждой технике, даже очень надежной, можно «ударить по бездорожью», проделав такой колоссальный путь. Поэтому специально для экспедиции работники одного из курганских заводов переделали серийные вездеходы «Бурлак», превратив их в неубиваемые арктические «танки». Техника обрела новые шины, способные проходить где угодно, и более объемный топливный бак. Водой путешественники обеспечивают себя в пути, используя компактную снегоплавильную машину. Вообще, готовясь к дороге, они продумали все до мелочей, включая одежду и экипировку, которые имеют маркировку «Сделано в России».

В этом был, конечно, резон. Ведь участники экспедиции решили пересечь всю Арктику и другие отдаленные края по непроходимым местам, чего никто прежде не делал. Маршрут их затронет Полярный Урал и северную часть Сибири, проляжет по Дальнему Востоку, Кавказу и южным краям нашей страны. Экстремалы преодолеют на квадроциклах, болотоходах, вездеходах гигантские расстояния. А спустя без малого год вернутся на мурманскую площадь, что у ледокола-музея «Ленин», к исходной точке маршрута.

Северяне считают, что от этого города, столицы Заполярья, берет начало Россия. В конце января три участника поездки — известные российские путешественники Богдан Булычев, руководитель экспедиции, автогонщик Андрей Кох и штурман Евгений Шаталов — оттуда и стартовали. А затем на разных участках маршрута к ним присоединятся другие члены команды, в которую входит дюжина человек.

Арктические просторы путешественники пересекут на двух «Бурлаках» и старом надежном уазике. А всего в этом годовом марш-броске они задействуют более 20 единиц техники, собираясь поставить при этом целый ряд новых российских и мировых рекордов. Но не для того, чтобы утереть нос своим предшественникам, замахнувшимся ранее на подобные масштабные проекты.

Такая поездка, требующая большого опыта и самоотдачи, не самоцель, говорят ее участники. И не только возможность проверить лишний раз себя и потенциальные возможности ­отечественной техники. Команда Булычева ставит перед собой и другие задачи, прежде всего просветительские, этнографические и связанные с экологией. Так, увязав маршрут поездки с точками, имеющими отношение к федеральному проекту «Чистая Арктика», искатели приключения актуализируют карту загрязнений в этом обширном регионе.

«По сути, мы пройдем по суше вдоль всего Севморпути и будем выявлять новые очаги загрязнения, — пояснил Богдан. — Если среди снега торчит мусор и его хорошо видно, то представляете, что будет, когда сойдет снег? Попытаемся мусор идентифицировать, а увидим брошенные бочки — посмотрим, что внутри, чтобы оценить риски загрязнения. Потом появятся онлайн-карта таких загрязненных мест и график очистки территорий».

В пути экстремалы будут вести дневник экспедиции (побывав, скажем, в стойбище оленеводов или на полярных метеостанциях) и собирать материал для многосерийного документального фильма. Эта лента будет посвящена освоению Арктики, культуре и быту живущих там коренных народов, сегодняшней жизни северян. Собранный материал также ляжет в основу историко-географической программы «Народы русских морей». Путешественники собираются пополнять новыми данными контент своих соцсетей. А еще намечают издать детскую книгу о нашей необъятной стране…

Самым трудным участком пути будет Таймыр, где очень низкая плотность населения и почти нет населенных пунктов, отмечает Евгений Шаталов. Хотя и другие участки язык не повернется назвать простыми.

«Мы заедем на Таймыр со стороны Ямала, пересечем Енисей и доберемся до Норильска, где пополним запасы топлива и еды, — рассказал руководитель экспедиции. — Там часть команды поменяем, возьмем новую съемочную группу. Затем отправимся к Диксону, а оттуда пойдем до мыса Челюскин и по восточной части Таймыра, через бухту Прончищевой, спустимся к заброшенному поселку Нордвик. А уже оттуда перейдем в Якутию».

Арктику нужно пересечь непременно зимой, когда замерзают реки, озера и болота, добавил Богдан Булычев. Если не успеть до весны, когда вскроется лед, есть риск потерять много времени. И маршрут его команда будет менять в зависимости от ситуации. Отчасти потому, что старые карты, на которые были нанесены интересующие ее пути-дороги, требуют уточнения.

Нелегким будет также переход от Камчатки до Магадана (попасть туда участники похода планируют в апреле) и от столицы колымских земель до Хабаровского края. А там путешественники смогут пересесть на обычные машины и отправиться дальше по дорогам общего пользования.


#экспедиция #путь #регионы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7606) от 19.02.2024 под заголовком ««Бурлаки» на Севере».


Комментарии