Колючка в стакане. Чем полезно алоэ?

Вот такое высказывание приписывают знаменитому путешественнику Христофору Колумбу: «Четыре растения необходимы для жизни человека: зерно, виноград, олива и алоэ. Первое – кормит, второе – радует, третье – дает гармонию, четвертое – лечит...». Современные технологи сумели расширить функции последнего, сделав алоэ еще и ингредиентом прохладительных напитков.

Колючка в стакане. Чем полезно алоэ? | ФОТО Н. АНАСТАСЬЕВА/ТАСС

ФОТО Н. АНАСТАСЬЕВА/ТАСС

Воспоминание о бабушкином подоконнике

Первые партии безалкогольного пития с алоэ вера появились в наших магазинах пять лет назад. На него быстренько подсела молодежь, по определению охочая до всего необычного, и – что кому-то, возможно, покажется странным – дамы преклонного возраста. Таковы были результаты мониторинга, который провела компания-производитель.

В дальнем зарубежье, в жарких странах, напитки с алоэ вера и из него – дело привычное. Наш же массовый потребитель увидел в происходящем несуразицу: всякая там косметика (лосьоны, кремы, шампуни...), а также фармация (мази, гели...) с алоэ – это понятно. Все для наружного применения. А тут – для внутреннего, да не дозированными пипеточными капельками, а полноценными глотками.

Рисунок колючего мясистого листка на бутылочных этикетках стойко ассоциировался со столетником на бабушкиных подоконниках.

Пожалуй, нелишним будет разобраться со всеми этими алоэ. Современная наука насчитывает более пятисот их видов. Нашему обывателю знакомы два: алоэ древовидное – тот самый столетник и травянистая алоэ вера. По химическому составу они очень похожи друг на друга.

Ученые не могут сойтись во мнении, где точно впервые было открыто растение. Больше склоняются к землям Мадагаскара и Южной Африки. Первые же упоминания о культуре появились за 2000 лет до нашей эры. Наскальные рисунки с изображением растения, напоминающего древовидное алоэ, были обнаружены при раскопках гробниц фараонов Древнего Египта. Потом культура была описана в Библии, в исторических летописях.

В Европу алоэ завезли в XVIII веке. Здесь культура стала растением парков, садов, оранжерей и, наконец, подоконников. Между тем на другом континенте, в Америке, возделывание алоэ вера начали потихоньку ставить на промышленные рельсы. И сегодня 80% его мирового объема выращивают на плантациях в штате Техас и в Доминиканской Республике, принадлежащих американской компании Forever Living Products.

По утверждению производителей, происходит это без применения пестицидов и гербицидов. Поля оборудованы капельным поливом, хотя алоэ, как суккулентное растение, запасающее влагу в своих мясистых листьях, способно переносить длительную засуху и расти в условиях жаркого климата.

Примерно в четырех-пятилетнем возрасте посадки алоэ достигают товарных размеров. С растений срезают нижние и средние листья, удаляют с них зеленую шкурку (именно в ней сосредоточена почти вся вкусовая горечь растения), а из полупрозрачной мякоти делают гель. Он-то и является основным компонентом для производства последующих продуктов.

«Химия» экономкласса

Через год после того, как наши любопытные первопроходцы испробовали на вкус напитки с алоэ вера, этот необычный рынок показал небольшой прирост. А потом ушел в стагнацию. Ажиотажа не случилось. Компании, ранее заявившие о намерениях выпускать похожую продукцию, от своих планов отказались. Нынешний объем рынка подсчитать сложно, так как многие продавцы обосновались в Интернете, где статистика весьма условна.

Тем не менее питьевую «прохладу» с алоэ вера на прилавках магазинов можно встретить всегда. По данным маркетологов, наибольшим спросом пользуются напитки, позиционируемые как натуральные, еще и с сопровождением на этикетках «био» и «эко». Тут и сокосодержащие напитки с алоэ, и ice tea (холодный чай) с той же добавкой.

Честно говоря, натуральность таких продуктов вызывает некоторые сомнения. Достаточно изучить состав того же сокосодержащего напитка: «Специально подготовленная вода, сахар, гель с кусочками алоэ, лимонная кислота Е330, цитрат натрия Е331, ароматизатор, идентичный натуральному, «Виноград», лактат кальция Е327, геллановая камедь Е418, аскорбиновая кислота Е300». Зато «без искусственных красителей».

По отзывам потребителей, продукт вполне себе жаждоутолительный. Но вкусовое присутствие некоей «химии» все-таки чувствуется, как и во многих современных безалкогольных напитках экономкласса.

Стоимость такого пития в наших супермаркетах – от 56 рублей за бутылку 0,5 литра. В интернет-магазинах цена по-настоящему натурального питьевого сока алоэ вера взлетает до 1000 рублей за те же 0,5 литра. Но в стеклянной таре.

Если на рынке прохладительных напитков каких-то особых подвижек в сторону роста использования алоэ не наблюдается, то на молочном рынке они очевидны. Но к теме «алоэ в йогурте» мы вернемся как-нибудь в другой раз. А пока о растущем благодаря погоде – вон как на минувшей неделе летом запахло! – потребительском спросе на те же безалкогольные удовольствия.

Всех игроков рынка прохладительного пития эксперты делят на две не совсем равные части. Одна – это российские «дочки» транснациональных корпораций PepsiCo и Coca-Cola, на долю которых приходится примерно 54% питьевой влаги. «Дочки» на нашем рынке прописались давно, надежно и, скорее всего, навсегда. Продукция их стала обычной, привычной и по-прежнему востребованной. Если что и меняется, так это дизайн бутылок.

Доля 46% – за региональными производствами. Им, не связанным с транснациональными корпорациями, приходится выживать в жесткой конкуренции между собой. И прикладывать огромные усилия, разрабатывая новые вкусовые гаммы. Впрочем, по секрету всему свету – понятие «разработка» чаще условное. «Ноу-хау» или позаимствовано у зарубежных производителей напитков, или скорректировано под возможности конкретного производства.

Потребительский спрос на безалкогольные напитки практически полностью обеспечивается внутренним производством. По итогам прошлого года суммарный выпуск продукции, включая напитки для детей и соки, составил 15,8 миллиарда литров, превысив показатель предыдущего года на 4%. Доля импорта в общем потреблении невелика – максимум 4,5% – и не оказывает заметного влияния на отраслевые тенденции.

А вот сырье для производства ряда напитков приходится импортировать.

Лайм + мята = мохито

Главные ингредиенты классического мохито – лайм и мята. Лаймы – сородичи лимона – у нас в промышленных масштабах не произрастают. И мяты в промышленных масштабах, как ни странно – трава же обыкновенная, везде, вне зависимости от погоды-природы расти может, – тоже нет. Ориентируемся на импорт... Без него мохито не получится.

Напиток этот, по утверждению производителей, «тонизирует в жаркое время и подходит даже детям». Что ж, берем бутылку и, как всегда, вооружившись лупой с пятикратным увеличением, читаем на этикетке: «вода питьевая подготовленная, сахар или глюкозно-фруктовый сироп и сахар, концентрированный яблочный сок, кислота лимонная, комплексная пищевая добавка «нейтральный замутнитель эмульсия».

Что-то похожее мы уже видели. Ну да, конечно! На этикетке напитка с алоэ вера... Кстати, слово «замутнитель» смущать вроде бы не должно. Классический мохито тоже отличается «легкой замутненностью». Правда, ее обеспечивает натуральный цитрус – лайм.

Прохладительные напитки под названием «мохито» сегодня выпускают многие региональные производители. Если очень уж хочется получить пользу от обязательных лайма и мяты, лучше поискать напиток с экстрактами (вытяжками) из этих растений. Такие в продаже тоже есть. Но стоимость их почти на сотню рублей выше, чем цена «мохито» с ароматизаторами.

Может, легче приготовить мохито своими умелыми ручками? Берем пучок свежей травки – мяты, бутылочку минеральной воды, один лайм, две столовые ложки сахарного песка. Ну и коктейльный стакан.

К универсальному рецепту можно добавить «фруктовую фантазию». Между прочим, мода на приготовление коктейлей с фруктами/ягодами, возникшая не так уж и давно в Лондоне, в очередной раз вознесла мохито на вершину популярности. Сначала появился яблочный мохито. Потом – его вариации с клубникой, ежевикой, гранатом и виноградом.

В таком миксе сохраняется вся полезность биологически активных веществ, которые есть в цитрусовых, ягодах и фруктах, а также в мяте. Всего лишь пара-тройка стаканов домашнего «мохито» в неделю (не в день, в неделю!) способны предотвратить образование камней в почках, снизить кислотность желудка, очистить организм от токсинов, повысить уровень иммунитета. И каким-то чудным образом повлиять на состояние кожи, волос, ногтей.

Конечно, утолить жажду в жару можно любой водицей. Но хочется, чтобы жаждоутолитель был еще и максимально полезным.

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в апреле по сравнению с мартом повысились на 0,3%. С начала года – на 3,2%.

Рост цен отмечался на куриные яйца – 6,8%, кексы, пшено – на 4,3, крупу гречневую – на 4,1, хлебобулочные изделия из муки в/с – на 4,0, рыбу – на 3,8, консервированные овощи – 2,9%. Снижение цен отмечалось на пельмени – 3,7%, икру лососевых рыб – 3,4, муку пшеничную – 2,1%.

Плодоовощная продукция подешевела на 0,5%. В частности, помидоры – на 5,1% апельсины – на 4,8, груши – на 4,5, капуста белокочанная – на 4,3%. При этом свекла подорожала на 28,7%, морковь – на 10,3, чеснок – на 4,2%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах апреля составила 5378 рублей 04 копейки в расчете на месяц, что на 60 рублей 76 копеек больше, чем в марте.

Из непродовольственных товаров возросли цены на велосипеды и мотоциклы, шины для легкового автомобиля – 3,2%, одежду для детей дошкольного возраста – на 1,8, моющие и чистящие средства – 1,6%. Из бытовой техники пылесосы подорожали на 8,3%, электрочайники – на 6,5, плиты бытовые – на 4,9, стиральные машины – на 3,6%. Подешевели печи микроволновые – на 5,2%, ноутбуки – на 2,1%.

Полис добровольного страхования автомобиля подорожал на 16,2%, проезд в поездах дальнего следования – на 9,5, стоимость авиаперелетов стала выше на 9,3%, проезда в такси – на 4,0, ветеринарных услуг – на 3,7% При этом плата за пользование потребительским кредитом снизилась на 1,2%.

#алоэ #напиток #продукты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (6924) от 17.05.2021 под заголовком «Колючка в стакане».


Комментарии