Реквием по «честной цене»

Наш автор, Михаил Рутман, рассказывает об изменениях в объеме производства товаров, соотношении цены и качества и покупательских способностях.

Реквием по «честной цене» | ФОТО Eduardo Soares on Unsplash

ФОТО Eduardo Soares on Unsplash

Слово «шринкфляция» мы узнали несколько месяцев назад. Хотя с явлением этим знакомы уже довольно давно. Думаю, каждый из нас заметил, что с некоторых пор продукты в магазинах, продающиеся по прежней цене и в прежних упаковках, вдруг несколько «усохли» по объему или весу. Молоко, например, вместо одного литра стало 0,97, а сливочное масло вместо 200 граммов — 170. Понятное дело, мы эти недоложенные граммы или недолитые доли лит­ра при употреблении, скорее всего, не почувствуем. А уж тем более никому в голову бы не пришло предъявлять магазину претензии: мол, нас обманули!

Кто вас обманул?! Вам честно на упаковке написали — 0,97 литра. Правда, мелким шрифтом и в том месте, куда вы никогда не глядите. Ну кому какое дело, что вы «на автомате» берете привычную упаковку и вообще в магазин ходите без очков. Это уже, извините, ваши проблемы. А если что‑то не нравится, можете не покупать, вас никто не заставляет.

Как говорится, все довольны, все смеются. А ушлые производители «усохших» продуктов, формально никакой закон не нарушившие, просто и элегантно вынули несколько рубликов из ваших карманов и переложили в свои. Надо ли говорить. что в масштабе страны эти рублики складываются в нехилые миллиарды.

Нет, мы, конечно, все понимаем. Инфляция, санкции, повышение цен на сырье и материалы, снижение покупательской способности потребителей. Объемы производства приходится снижать, а прибыль хочется оставить неизменной. Ну вы и скажите тогда прямо — так, мол, и так, из‑за ряда причин цена повышается. И честную цену на товар поставьте. Ясное дело, тогда спрос упадет. Но лучше, что ли, его поддерживать вот так — воровским манером?

Собственно, тему эту поднял вице-спикер Госдумы Борис Чернышов, который в июне нынешнего года подготовил законопроект «О внесении изменения в статью 10 закона РФ «О защите прав потребителей». Данный документ предлагает обязать торговые сети и магазины указывать цену за единицу измерения товара — за 1 кг или 1 л. Законопроект получил положительный отзыв правового управления Госдумы и был рекомендован к рассмотрению.

— Полагаю, что у тех производителей, которые пытаются хитрить с ценами, намерение узаконить такую практику вызовет критическую реакцию, — мудро предвидел заместитель председателя думского Комитета по бюджету и налогам Кап­лан Панеш.

И критическая реакция не заставила себя долго ждать. Но не от производителей, а от продавцов.

— Применение предложенных норм приведет к усложнению информации о ценах для покупателей и росту издержек розничных операторов, — заявил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. — Представляется весьма затруднительным пересчитывать вручную в абсолютные килограммы и литры стоимость товаров в «мелкой упаковке» непосредственно на предприятии торговли. Это приведет к значительному удорожанию процессов выкладки товаров и изготовления ценников.

Аналогичным образом высказался и Минпромторг. В его письме, направленном в Государственно-правовое управление президента, заявляется, что новая обязанность продавцов повлияет на бизнес-процессы и, как следствие, спровоцирует рост цен на потребительском рынке: компании «будут перекладывать возникшие издержки на потребителей». Плюс к этому в ассортименте магазинов есть продукция, цена которой за 1 кг или 1 л потребителю не нужна. Речь, например, о кофе, чае, конфетах, жевательной резинке, чипсах и т. д. В итоге, полагают в ведомстве, осложнится восприятие стоимости таких товаров. Это нужно учитывать, так как законопроект не делает исключений для отдельных категорий товаров. «На основании вышеизложенного Минпромторг не поддерживает законопроект».

Отметим характерную логику: мысль о том, что бизнес может быть как‑то ущемлен в прибылях, не допускается в принципе. Все расходы должен нести потребитель. Но… как уверяет Чернышов, перерасчет веса и объема, как и изготовление новых ценников, в структуре расходов продавцов стремится к статистической погрешности.

— Сегодня все ценники формируют в компьютерных программах, и утверждение о якобы «сложности» пересчета — банальная отговорка. Согласен, что никого не интересует цена 1 кг жвачки, однако люди имеют право знать, сколько стоит 1 л молока, 1 кг гречки или один подгузник в упаковке, чтобы принимать решение о выборе того или иного товара, — отметил парламентарий.

Увы, его аргументы оказались выстрелом в воздух. Покуситься на «священную корову» — бизнес — избранники народа не решились. 14 ноября Государственная дума законопроект о «честной цене» отклонила. В полном соответствии с анекдотом о подорожании водки: «Теперь, папа, ты будешь меньше пить?» — «Нет, сынок, теперь ты будешь меньше есть».


#цены #объем #продукты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (7565) от 13.12.2023 под заголовком «Реквием по «честной цене»».


Комментарии