Бизнес-мама. Как женщины в декрете открывают свое дело

Уходя в декретный отпуск, который отпуском можно назвать лишь с горькой иронией, женщины не только полностью отдают себя семье и домашнему хозяйству, но и стараются найти отдушину в какой-нибудь иной деятельности. Нередко она связана с творчеством. И довольно скоро занятие для души может перерасти в настоящее, хоть и маленькое дело. И это может быть настоящим спасением, если мама не может или уже не хочет возвращаться на прежнюю работу. Наш корреспондент выяснял, как это – вести свой бизнес, будучи в декрете.

Бизнес-мама. Как женщины в декрете открывают свое дело | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

«Мне хотелось большей свободы»


Анастасия Дараган - мама троих детей и руководитель собственного клуба английского языка в городе Отрадное Ленобласти. Учитель английского и немецкого языков по образованию, после вуза она пошла работать в местную школу. После трех лет работы она вышла в декрет и до сих пор продолжает в нем находиться: ее среднему сыну – 3,5 года, старшему – 6 лет, а младшему нет и двух. «Я решила начать свое дело в той области, где являюсь экспертом, а именно в сфере преподавания иностранных языков, - рассказывает Анастасия. - Мой старший сын подрастал, и с рождением второго стало сложнее возить его на занятия английским в город. Я решила, что хочу обучать сыновей языку сама». Сегодня старшие дети Анастасии учатся в ее клубе. Обычно сюда принимают детей с 5-6 лет, а самому старшему ученику – 65 лет.

Этот клуб – четвертое детище молодой мамы. Она вынашивала мечту о нем более года. В школе ей приходилось работать с большими классами, где обеспечить желаемое качество подачи материала было невозможно. Позже она преподавала на курсах английского языка и поняла, что российская методика преподавания иностранного языка ей неблизка. Да и работать под руководством кого бы то ни было и отчитываться перед начальством было некомфортно. Хотелось большей свободы. «Сейчас я подстраиваю уроки под себя, под своих нянь, не завишу от штатного расписания другого клуба. Я несу ответственность перед своими студентами и перед собой, а не перед другим руководителем, и для меня это важно», - говорит она.  

Этот бизнес не назовешь семейным. «Конечно, мой муж мне помогает, но больше по хозяйственной части. У него своя работа: он инженер на заводе. Наше общее поприще – это наши дети», - говорит она. Разумеется, совмещать работу и семью сложно, признается Анастасия. Иногда даже приходилось проводить уроки с ребенком на руках. Однако молодым родителям очень помогают бабушки и дедушки.

А началось все полтора года назад с покупки помещения, которое помогли приобрести родители. «Я изначально понимала, что не хочу связываться с арендой, так как видела плачевный опыт других студий, которые постоянно сталкивались с проблемами, и либо им приходилось съезжать, либо со временем платить больше», - вспоминает бизнес-мама. Позже она выиграла грант в проекте «Мама-предприниматель», о котором узнала в Фонде поддержки предпринимательства Ленобласти. Эти средства пошли на покупку необходимой техники в офис. Еще через несколько месяцев она получила субсидию, на которую закупила игры, учебники и компьютеры.

Сегодня в ее молодой компании работает трое человек: сама Анастасия, инструктор по игровому английскому (этот специалист помогает разговорить детей во время игры – прим. ред.) и бухгалтер, который появился в этом году. Все они оформлены официально. Львиную долю работы – проведение самих занятий, продвижение клуба в социальных сетях, решение многочисленных организационных вопросов – выполняет Анастасия. «Но, видимо, нам придется расширяться и набирать новых людей», - делится планами она.

Однако пандемия не обошла клуб стороной. «В апреле, когда случился локдаун, мы закрылись. И нам, как и многим, пришлось, что называется, переобуваться в полете. Сначала это пугало, но потом мы освоились. Да, мы потеряли примерно треть клиентов. Но остались самые стойкие. После локдауна, кстати, клиенты, которые уходили на лето, вернулись. И с тех пор от нас никто не ушел. Напротив, родители довольны учебным процессом, - говорит мама-предприниматель. – Сейчас мы несильно ощущаем влияние пандемии, поскольку дети болеют реже, чем взрослые. И занятия у нас проводятся в небольших группах до шести человек».

Кто снимет с молодежи розовые очки


Как правило, молодые мамы в России открывают свой бизнес в сфере услуг, связанный с детьми или уходом за собой: маникюрные мастерские, салоны красоты, частные детские сады, образовательные курсы, организация культурных и досуговых мероприятий. Все это области, где много не заработаешь. Как признаются сами бизнес-мамы, главное для них – это не высокий доход, а возможность делать что-то полезное. Нередко мамы в декрете занимаются и социальным предпринимательством, т.е. всю прибыль (или львиную ее долю) от своей деятельности они направляют на решение социальных вопросов. К слову, каждый третий социальный предприниматель в нашей стране – это женщина. По информации комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленобласти, таким бизнесом в нашем регионе занимаются девушки, опытные бизнес-леди в возрасте 45 лет и старше и как раз мамы в декрете.

Впрочем, бизнес мам – это часть более широкого явления – женского предпринимательства. По официальным данным, возможность заняться собственным бизнесом рассматривают 67% россиянок, при этом 88% считают, что у них отсутствуют стартовые финансовые возможности, а 82% не могут начать свой бизнес из-за нехватки знаний. «Я отношусь к этим 82%. Поначалу все было страшно и непонятно. Я совсем не эксперт в законодательстве и до сих пор задаю глупые вопросы своему бухгалтеру. Мне еще многое предстоит узнать. Но в моем случае на первых порах незнание было как раз плюсом: я сначала решила оформить ИП, а уж потом узнала все подводные камни ведения бизнеса», - вспоминает Анастасия Дараган.

Однако не у всех мам хватает решимости превратить свое любимое занятие в доходный бизнес. «Мне для открытия собственного дела не хватило всего: стартового капитала, понимания того, как этот процесс строится, смелости перед потенциальными клиентами и надзорными органами», - рассказала Елена (имя изменено) из Петербурга. Дипломат по образованию, в декрете она находила отдушину в том, чтобы печь сладости. Обучившись на различных курсах, она достигла мастерства в этом деле. Сначала пекла для семьи, потом стала угощать друзей, которые и подкинули ей идею создания собственного бизнеса. Она, человек начисто лишенный духа авантюризма, без которого немыслим ни один бизнес, все же задумалась.

Как человек законопослушный, она понимала: если деятельность приносит прибыль, нужно платить налоги, т.е. регистрироваться официально. Но, также поддавшись на уговоры друзей, решила просто начать и попробовать печь на заказ: если все сложится, всегда можно быстро оформиться. Она завела отдельную страничку в социальных сетях, разработала свой ассортимент, дала рекламу. При этом продолжая совершенствовать свое мастерство. Однако отклик был слабый: за месяцы активного продвижения потенциального бизнеса в соцсетях у нее было только несколько заказов. Кроме того, на тот период как раз пришлись рейды на домашних кондитеров, которые волнами прокатились по всей стране, и, испугавшись, Елена вовсе оставила идею открыть свое дело.

Несмотря на то, что информации об открытии своего дела сейчас много и она действительно качественная, будущие бизнесмены мало себе представляют, с чем им предстоит столкнуться. «Сейчас каждый третий подросток в России мечтает стать предпринимателем. Но у большинства из них розовые очки на глазах: они думают, что сразу начнут зарабатывать огромные деньги. Этих ребят нужно вернуть на землю. Может быть, для этого следует проводить занятия с детьми в школах и рассказывать о законодательной базе и особенностях ведения бизнеса в нашей стране», - считает Анастасия Дараган.

#бизнес #предпринимательство #женщины

Комментарии