Между флотом и берегом: женщины рассчитывают на большую занятость в сфере перевозок по морю

На профильном «круглом столе», проходившем в конференц-зале Дома журналиста накануне Международного женского дня, отмечалось, в частности, что все чаще прекрасный пол бывает занят на флоте. Тем не менее, как в один голос уверяют аналитики, «женщинам на работу в этой отрасли, особенно в море, устроиться по‑прежнему гораздо сложнее, чем мужчинам».

Между флотом и берегом: женщины рассчитывают на большую занятость в сфере перевозок по морю | ФОТО Валерия МАТЫЦИНА/ТАСС

ФОТО Валерия МАТЫЦИНА/ТАСС

Предрассудки пополам с психологией

Как прямо заявил Юрий Сухоруков, председатель организовавшего встречу Российского профессионального союза моряков, в настоящее время число дам среди плавсостава не превышает 2 % от общего количества персонала: «Да, по сравнению с былыми временами, когда случаи работы на судах представительниц слабого пола были единичными, это много. А в действительности очень мало». Несмотря на то что дефицит специалистов в отрасли растет, что становится настоящей ­проблемой, до сих пор кое‑то полагает, что женщина на корабле — это беда, — сокрушается Сухоруков. — На самом деле это абсолютное заблуждение, поскольку многие дамы давно и успешно работают на флоте».

Но, как считает Елена Лаврентьева, проректор по развитию образовательного комплекса и взаимодействию с учебно-методическими объединениями ГУМРФ им. Макарова, дело не только в суевериях. Она подтвердила, что и по данным мировой статистики выходит та же цифра — на флоте женщин занято примерно 2 % от общей численности персонала. «Часть капитанов-мужчин не горят желанием взять на борт специалис­та-женщину не потому, что она не так квалифицированна — с этим у дам как раз все в порядке. Гораздо чаще их не берут на работу из‑за опасений нарушения психологического климата в коллективе», — отмечает эксперт. По ее мнению, особенно это характерно для небольших судов с числен­ностью экипажа 10 – 20 человек. Тогда как на более крупных к появлению дам-судоводителей, механиков и даже старпомов относятся гораздо снисходительнее.

Чтобы специалист был хороший

Вместе с тем и практический опыт, и мнения представителей работодателей свидетельствуют о том, что женщины вполне могут работать на флоте, если сами в этом действительно сильно заинтересованы. К примеру, Анна Афанасенко, курсант 5-го курса электромеханического факультета Макаровки, уже получившая опыт плавания на коммерческих судах в Китай и Бразилию, уверена — если ты хороший специалист, то неважно, какого ты пола. «Даже в том случае, если ты единственная на судне женщина, ничего страшного в этом нет — главное, чтобы тебя считали профессионалом», — уверена она. И доказала это делом: во время рейсов ей помимо выполнения других обязанностей удалось самостоятельно починить не только кухонную плиту, а еще и лифт…

Подтверждает востребованность женщин на флоте и помощник капитана по радиоэлектронике парусного учебного судна «Мир» Алена Лаптиева. «Некоторые мужчины действительно относятся к молодым специалистам, и особенно к девушкам, с недоверием, — делится она своими наблюдениями. — Здесь нет иного пути, как доказать, что ты умеешь работать наравне с ними». При этом Алена предлагает учесть, что работа и жизнь на судне требуют от дам еще большего терпения и выдержки: «Если ты пользуешься уважением, коллеги тебя всегда поддержат. Однако быть равноправным членом команды — это тоже надо уметь».

По словам Павла Мартынова, руководителя службы управления персоналом компании «Пола Райз», чтобы добиться успеха, обязательно нужны характер и целеустремленность. «Знания, добросовестность, дисциплина, умение трудиться — вот что важно. Чем лучше вы владеете профессией — тем больше уважение от экипажа», — предупреждает он женщин, стремящимся работать на флоте. И уверяет, что их кандидатуры всегда рассматриваются наравне с мужчинами. А тот факт, что в этой компании к приему женщин на суда и вправду относятся вполне лояльно, подтверждают и цифры: сейчас дамы составляют здесь примерно 6 % коллектива. Причем этот показатель растет. К тому же, как считает эксперт, в отрасли много профессий, которые доступны женщинам как в море, так и на берегу, поскольку они получают самые разные специальности.

Время «плавательного» стажа

О том, что у женщин есть интерес к работе на море, которая раньше была своего рода запретным плодом, говорит статистика. Как сообщила Елена Лаврентьева, если «раньше поступить в учебное заведение на судоводительский факультет девушкам было практически невозможно и это удавалось только особо «упертым» единицам, то сейчас в академии 5,8 % из более чем 2,1 тыс. человек обучающихся — девушки». На судоводительском факультете их 63, на механиков учатся трое, на электромехаников — 16, а среди радистов девушек и вовсе половина (из них только на морской тематике — 20 человек). Правда, одна из выпускниц призналась: по прошествии некоторого времени из 12 ее одногруппниц лишь некоторые остались в профессии. Да и то на берегу. На флоте — она одна.

Ответ на естественный вопрос о том, сколько женщина, которая по природе должна стать женой и матерью, может и должна работать на флоте, неочевиден. Для кого‑то достаточно и пары лет. А кому‑то и всей жизни мало… Однако сами дамы нередко говорят об одном — чтобы полностью почувствовать вкус профессии, отработать на судах женщина должна не менее пяти лет. А там — как получится.

Например, Юлия Коваль, курсант 3-го курса судоводитель­ского факультета ГУМРФ им. адмирала Макарова, проходившая практику на паруснике «Мир», утверждает, что девушек, которые не были бы готовы лезть на мачту ставить паруса на более чем 20‑метровой высоте по нескольку часов подряд, не было. «Да, я понимаю, что женщинам на работу в отрасли, особенно в море, устроиться сложнее, чем мужчинам, — говорит она. — Но это вполне возможно — все зависит от уровня знаний, опыта и стремления получить эту работу. Если верить в себя — никакие преграды не остановят». Согласна с ней и ее коллега по вузу Дарья Шестаева, будущий судоводитель: «Когда я узнала, что женщины наравне с мужчинами могут получать эту профессию, очень удивилась и поначалу даже в это не верила. Мне казалось, что стать таким специалистом — все равно что космонавтом. Но, когда поняла, что это действительно возможно, поменяла Корабелку на Макаровку. И хотя мой папа говорил, что профессия судоводителя не женская, сейчас абсолютно уверена в том, что выбор мной сделан правильный».

Остается только решить, что все‑таки милее — флот или берег…

f837deb3-5fa5-4e2a-b188-fb4d19577d0c.jpg

#флот #женщины #должность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (7620) от 12.03.2024 под заголовком «Между флотом и берегом».


Комментарии