Дети и деньги. Как воспитать ребенка финансово грамотным

У многих из нас в детстве были копилки, куда мы складывали все свои немногочисленные сбережения. Благодаря этому мы могли исполнить свою мечту – купить заветную игрушку, а может, и что-то посерьезнее. Так, сами того не подозревая, мы познавали азы финансовой грамотности: не стоит тратить все сразу, когда можно часть средств отложить и позже приобрести желаемое. В том, как современные дети узнают законы, по которым живут деньги, разбирался наш корреспондент.

Дети и деньги. Как воспитать ребенка финансово грамотным | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Виртуальные донаты против настоящего самоката


Восьмилетний Петя из Москвы учится во втором классе. У него немало игрушек, но некоторые ему особенно дороги, особенно самокат. А все потому, что он накопил на него сам. Правда, не без помощи родителей и родственников. С тех пор, как мальчику исполнилось семь лет, ему дают карманные деньги.

«Я решила, что ребенку пора учиться обращаться с деньгами и пообещала выдавать ему сто рублей каждую неделю. Он может потратить их на что захочет, - рассказывает мама Пети Дарья. - Специально при этом обхожусь без нравоучений, чтобы не навязать ему свое мнение о том, как правильно распоряжаться деньгами». К слову, Дарья – экономист по образованию. Выпускница Государственного университета управления, она хорошо разбирается в денежных вопросах и заведует в своей семье финансами.

Копить на что-то серьезное или потратить по мелочи? Если на что-то большое, то на что именно? Может быть, спустить все в первый же день на ерунду? Или вовсе потерять деньги, которые тебе подарили на какой-то праздник? Потратить на донаты (добровольная оплата чего-либо – прим. ред.) в компьютерной игре? Дать в долг родителям, у которых не было наличных расплатиться с курьером? Потерять или разломать какую-то важную для себя вещь и вытрясать свою копилку для устранения ущерба, хотя копил ты совсем на другое. Все это - ценный опыт, который надо прожить, причем чем раньше, тем лучше, уверена мама. Тогда во взрослом возрасте он поможет принимать более взвешенные решения.

Было любопытно наблюдать за тем, как менялось финансовое поведение ребенка. Сначала Петя набирал десятирублевки и ходил к автоматам в магазине, где за 20-30 рублей можно было купить какую-нибудь мелкую ерунду. Но быстро обнаружил, что если так сходить пару раз, да еще и взять что-то младшей сестре, вот уже и нет ста рублей, а есть какая-то ерунда, которая завтра же и потеряется.

Тогда мальчик стал копить на «Лего». Это превратилось в полноценное занятие – засесть с планшетом в интернет-магазине игрушек и выбирать, какой набор он купит, когда накопит. Заодно посчитать, сколько придется копить, учесть все праздничные деньги, выбрать, брать ли большой набор позже или маленький, но сейчас.

«Однажды, когда он накопил существенную для себя сумму - 5 тысяч рублей – он забыл на площадке свой самокат, а наутро того уже след простыл. Мне и в голову не пришло требовать у него оплаты нового самоката, но он сам вызвался и настоял: «Я его потерял, я хочу заплатить за новый, готов отдать все, что у меня есть». Все мы брать не стали, разделили стоимость нового самоката пополам с ним. Ребенку, с одной стороны, было грустно тратить накопленное, с другой, он был горд собой, что сам смог решить созданную собой же проблему», - говорит Дарья.

Сейчас Петя раздумывает, можно ли потратить часть накопленного на виртуальные предметы в игре, в которую он по Сети играет с друзьями. Подходит, советуется с родителями. «Я очень негативно отношусь к таким тратам, но по-прежнему стараюсь не навязывать своего мнения. Пусть потратит, если хочет, и посмотрит на свои ощущения: будет жалеть или нет? Ведь все ради этого задумывалось, чтобы он запоминал свои решения и их последствия», - уверена молодая мама. 

Впрочем, такая система финансового воспитания пойдет не всем: все зависит от ребенка. «Петя очень осознанный мальчик, он постоянно все обдумывает, склонен к накоплению и очень осторожен в тратах. Это проявлялось и до появления в его жизни карманных денег: когда ему давали книжку с наклейками, он очень долго думал и тщательно выбирал, куда их можно наклеить. Клеил одну-две, остальное прятал. То ли дело его младшая четырехлетняя сестра: дай ей такую же книжку, так через пять минут весь дом обклеен. Не уверена, что в будущем с ней пройдет такой метод воспитания финансовой грамотности», - говорит Дарья.

Не исключайте ребенка из финансового процесса


«Деньги – это не только кровь экономической системы, но и естественная часть нашей жизни», - напоминает Анна Деньгина, независимый финансовый эксперт. Мама двух детей, старшему из которых нет и четырех лет, она давно ведет с ними разговоры о финансовой грамотности. В итоге старший сын в своем возрасте понимает производственную цепочку, из-за которой формируется цена на тот или иной товар, что его родители работают и зарабатывают деньги, что продукты в магазине продаются, их нельзя взять просто так.

Именно в младшем дошкольном возрасте у ребенка закладывается понимание многих вещей, которые впоследствии пригодятся для его финансового развития, уверена она. «Это касается понимания своих потребностей и желаний, понимания того, что деньги зарабатываются собственным трудом, и понимание того, что про деньги вообще нужно уметь говорить», - уверена Анна.

Конечно, не нужно упоминать депозиты, инвестиции и кредиты. Но на бытовом уровне ребенок все поймет, поскольку он живет в домохозяйстве и базовые финансовые навыки получает именно в семье. Экономическое мышление начинает формироваться у ребенка в возрасте 2-3 лет, когда родители знакомят его с тем, как устроен их быт. Начать можно хоть с холодильника. В нем лежат продукты, которые удовлетворяют потребность всей семьи в еде. «Деньги – это не самоцель, это ресурс, который позволяет объяснить ребенку, как устроена экономика и окружающий мир. Думаю, не стоит повторять ошибку многих родителей, которые полностью исключают ребенка из финансового процесса», - считает Анна.

Современные психологи рекомендуют давать детям деньги на личные цели уже с пяти лет. А к началу школы, когда ребенок из привычной домашней экономической среды переходит в новую, школьную, это происходит уже практически повсеместно. Однако и тут есть опасность. Познакомив ребенка с деньгами только в семилетнем возрасте, родители наивно ждут, что он тут же начнет их тратить на свои истинные потребности, будет распоряжаться ими рационально. Но этого не случается. Как правило, все быстро спускается на какую-то ерунду. Впрочем, тот, кто склонен к накопительству, сбережет деньги до лучших времен и будущей цели.

Первое знакомство с деньгами можно начать с физического мира, т.е. просто дать ребенку монеты и пластиковые карты, чтобы он как минимум их потрогал. С более взрослыми детьми уместно будет почитать книжки про финансовую грамотность. Младшим школьникам полезно показать мультфильмы, в которых затрагивается эта тема, а потом вместе обсудить увиденное. Можно играть с ребенком в магазин или другие игры, где как-то присутствуют деньги, сводить в городки профессий, на экскурсию в настоящий банк и музей денег. Вместе ходить в супермаркет с предварительно составленным списком покупок. Ученикам старшей и средней школы уже можно доверять расплачиваться пластиковой картой и отправлять их в трудовые лагеря, где они могут заработать свои первые деньги. 

«В этом вопросе важно не переусердствовать, самому быть финансово грамотным и разговаривать об этом с детьми, - уверена Ирина Ишмуратова, автор и руководитель проекта «Центр Финансовых Знаний». – Будьте последовательны в своих действиях. Приглашайте более взрослого ребенка участвовать в семейном совете. Может, у него есть какая-то мечта, и он хочет накопить на нее сам. И не бойтесь давать детям право на ошибку».

#дети #деньги #воспитание

Комментарии