Время глобальной перестройки. Бизнес подводит итоги 2020 года

Время глобальной перестройки. Бизнес подводит итоги 2020 года | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Туризм

Кирилл СОКОЛОВ, исполнительный директор компании «Невские сезоны», глава Ассоциации туроператоров Санкт-Петербурга:

– Итоги 2020-го таковы: на въездном рынке падение турпотока составляет практически 100%, на выездном – примерно 95%, на внутреннем – около 85%. В некоторых сегментах туризма (MICE, детском и других) положение критическое. В целом ситуация крайне сложная, поскольку собственных ресурсов для того, чтобы пережить низкий сезон, у компаний сейчас нет, а реальная помощь со стороны властей закончилась еще в начале лета. К сожалению, те меры, которые предлагаются бизнесу, малоэффективны и не способны существенно его поддержать.

Из положительного можно отметить то, что, во-первых, внутренний рынок показал способность к очень быстрому восстановлению, а во-вторых, в сфере туризма Петербурга не произошло ни одного банкротства. В результате, как только были сняты ограничения, туристы «поехали», а компании, вопреки ситуации, продолжают выполнять имеющиеся перед клиентами обязательства. Поэтому, если позволит обстановка и наш губернатор все же пригласит их в гости, можно ожидать, что уже в мае следующего года туристы в Северную столицу активно поедут.

Увы, но относительно въездного и выездного направлений ничего определенного сказать нельзя – их будущее крайне туманно, так как когда и как будут открываться границы, толком никто не знает. Очевидно, что ставку надо делать именно на развитие внутреннего туризма.

Отельный бизнес

Тамара БУЙЛОВА, вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга:

– 2020 год – безусловно, самый сложный за последнее время. Он со всей очевидностью показал, насколько тесно взаимосвязаны сегменты рынка, ориентированные на обслуживание гостей города. Думаю, что в целом с него ушли до 20% компаний, занятых в бизнесе по приему и обслуживанию разных категорий туристов.

В сфере гостеприимства идет смена профиля объектов (к примеру, часть из них от посуточной аренды перешли к длительной), некоторые из экономии законсервировали часть номерного фонда, а многие знаковые отели выставлены на продажу. Пандемия четко показала, что на самом деле в туристический сектор входят не только турфирмы и отели, но и транспортные компании, музеи, театры, концертные площадки, общепит и т. д.

В следующем году перед властями и обществом стоит задача максимального сохранения хотя бы того, что осталось: главное, не допустить масштабных банкротств, а также создать условия (в т. ч. законодательные) для скорейшего восстановления отрасли. Очевидно, что в первую очередь оно пойдет за счет внутреннего туризма, даже в условиях нынешнего года показавшего высокую жизнеспособность.

Недвижимость

Евгений ГАГАРИН, риелтор агентства «Прайд Групп»:

– Неожиданный. Наверное, это самое правильное слово для 2020 года. К счастью, строительные площадки не остановились, застройщики Петербурга и Ленобласти продолжали работать, рынок не был парализован. Некоторого напряжения добавило то, что МФЦ переставали на время самоизоляции регистрировать сделки. Но их можно было зарегистрировать через банки. Процесс не остановился, паники не случилось. Статистика сделок 2020 года для нашего агентства оказалась в результате не хуже, чем в 2019 году. Количество клиентов не уменьшилось – скорее, наоборот.

Полагаю, что предстоящий 2021 год для нашего рынка также будет продуктивным, хоть и непростым. Меры правительственной господдержки оказались очень действенным инструментом как для застройщиков, так и для покупателей квартир. Сейчас идет обсуждение расширения этих мер. Если в 2020 году льготная ставка по ипотеке распространялась только на квартиры на первичном рынке недвижимости, мы ждем, что эта льгота может быть распространена и на «вторичку».

Да, льготная ипотека стала причиной роста цен. Но если кто-то откладывает покупку квартиры, полагая, что ценам больше расти некуда, то он, скорее всего, ошибается. Цены продолжат расти. Москва и Петербург – это города, куда люди едут учиться и работать. Особенно в кризис. Мы считаем, что стоимость квадратных метров в 2021 году станет еще выше. В любой кризис вложения в недвижимость наиболее эффективны и безопасны. Это один из самых надежных активов независимо от курса валюты.

Машиностроение

Юрий ЧУРКИН, финансовый директор АО «Балтийская промышленная компания»:

– Важный тренд этого года – сокращение национального рынка станочной продукции. Учитывая, что основной пул машиностроительных предприятий России связан с госфинансированием, материальные издержки пандемии, безусловно, отразятся на инвестиционных программах технического перевооружения.

Еще один значимый тренд – большинство новых контрактов заключается с использованием казначейских счетов. Задачи казначейства понятны: избежать коррупции, обеспечить четкое соответствие целевому расходованию средств. Но, как обычно бывает, все недоработки и недочеты нормативного регулирования, программного обеспечения ложатся на плечи производителя. В итоге, имея на счету аванс на производство станков, оплатив за него стоимость банковской гарантии, мы вынуждены идти в тот же банк и кредитовать производство по ставке 9 – 10% годовых.

Из позитивных моментов стоит отметить несколько дополнительных мер поддержки отрасли.

Что касается нашей группы предприятий, то коронавирус привнес в нашу производственную жизнь «масочный» дресс-код и сумбур в части регулирующих нормативно-правовых актов. У нас не было возможности остановить производство, так как мы осуществляем поставки оборудования по гособоронзаказу, для срыва которого коронавирус не является уважительной причиной. Самым сложным периодом оказался апрель – июнь, когда велась работа над ранее полученными заказами, а объем вновь заключаемых договоров резко сокращался.

Главным мотивом года стала неопределенность, связанная с санкциями Роспотребнадзора, отказами заказчиков от инвестиционных планов, локдаунами у поставщиков. Если говорить о перспективах отрасли, то здесь мы не ожидаем простых решений. Потребление колеблется в объеме 70 млрд руб. в год (металлообрабатывающие станки и кузнечно-прессовое оборудование), что крайне мало для такой огромной страны. Необходимо смотреть в будущее: повышать конкурентоспособность продукции с целью выхода на международный рынок. Для этого нужно много сделать и на уровне предприятий-производителей (техническая новизна, качество и себестоимость), и на уровне госрегулирования (поддержка экспорта, критерии признания продукции произведенной на территории России, адекватные механизмы казначейского сопровождения).

Металлургия

Артем АКИНФИЕВ, начальник производства трубного проката генеральный директор Ижорского трубного завода (ИТЗ) компании «Северсталь»:

– Уходящий год был непростым для металлургов, которые ориентированы на поставку продукции для клиентов топливно-энергетического комплекса. Мы наблюдали снижение спроса на трубы большого диаметра в связи с сокращением инвестиционных программ крупнейших энергетических компаний – таких как «Газпром».

Загрузка Ижорского трубного завода не была полной из-за снижения рыночного спроса на трубы большого диаметра (ТБД). Тем не менее наш стан-5000 производства трубного проката, который выпускает заготовку для производства труб, был загружен. Мы оперативно перестроились на продажу толстого листа под нужды машиностроения и ветроэнергетики. К тому же мы перенаправили часть своих объемов по выпуску ТБД на экспортные рынки. Впервые поставили трубы большого диаметра в США.

С учетом наших экспортных планов и того, что завод выиграл тендер на поставку 320 тыс. т ТБД для «Газпрома», мы видим, что сможем обеспечить практически 100%-ную загрузку производственных мощностей в следующем году. Главным нашим достижением я бы отметил сохранение производства и трудового коллектива в период пандемии. Мы достаточно быстро перестроились на работу в новых условиях, так как начали меняться раньше – использовать цифровые технологии, применять гибкие подходы в работе.

Что касается перспектив, то события, произошедшие в 2020 году, и высокая степень неопределенности в сроках преодоления пандемии станут сдерживающими факторами для восстановления нефтегазовой отрасли. Несмотря на это, по нашим оценкам, в 2021 году динамика спроса на металлопрокат и металлопродукцию в отрасли будет сдержанно-положительной. Этому будет способствовать разработка вакцины от COVID-19, постепенное смягчение и даже снятие ограничений, исполнение обязательств стран-участниц в рамках ОПЕК+.

В то же время мы учитываем и возможность менее оптимистичного сценария, при котором существенных улучшений в ситуации с пандемией наблюдаться не будет и, как следствие, кризис в нефтегазовой отрасли затянется.

Мебельная промышленность

Александр ШЕСТАКОВ, генеральный директор Первой мебельной фабрики:

– Из-за пандемии ситуация в отрасли в этом году была и остается очень тяжелой. Производство мебели сократилось на 80%, основной причиной послужила невозможность розничной торговли – сказалось закрытие торговых центров и специализированных мебельных магазинов. Средний чек покупки мебели снизился на 12 – 15%. Вкупе с выросшей за первое полугодие себестоимостью производства мебельной продукции на 20 – 25%, маржинальность в этом году снизится до 1 – 2%.

Из-за вынужденного простоя во время периода нерабочих дней, отсутствия господдержки и кризиса неплатежей увеличилось время по выполнению корпоративных заказов. Были надежды, что из-за закрытия границ сократится количество импорта, но импорт мебели, напротив, вырос – из-за девальвации люди предпочли тратить рубли, не дожидаясь подорожания.

Более того, в этом году неожиданно возникла проблема с плитной продукцией, так как остановилось производство одного крупного завода. Рынок потерял 500 тысяч кубометров плиты, это очень много. Отечественной плиты не хватает, цены на нее поднялись на 10 – 15%. В сложившихся условиях наша фабрика активно развивает новые, в том числе дистанционные, каналы продаж, что позволило в период карантина частично заместить снижение розничных продаж.

Что касается перспектив, то рынок сжимается и крупные предприятия, скорее всего, выжить смогут, а вот малым и средним будет сложнее. Нас очень радует развитие рынка меблированных квартир и постоянно повышающийся спрос на эту услугу. В структуре продаж фабрики доля мебели для новостроек увеличилась с 5 до 10%. Мы уверены, что спрос на данную услугу будет расти. Это позволит покупателям включать стоимость мебели и косметического ремонта в ипотечный кредит и стимулировало бы спрос на мебель и строительно-отделочные материалы. В этом случае строительная отрасль действительно стала бы локомотивом для смежников.

Высокие технологии и системы безопасности

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, первый заместитель генерального директора АО «Лазерные системы»:

– В целом 2020 год для отрасли прошел неоднозначно. В большинстве случаев со знаком минус, тем не менее плюсы тоже были.

Основная тенденция этого года – адаптация и вынужденная переориентация. Нам пришлось скорректировать работу над основными проектами и наладить выпуск продуктов, необходимых для рынка в условиях пандемии. Работая с крупными промышленными предприятиями металлургической, газовой, нефтяной отраслей, мы в короткие сроки смогли эффективно перестроить рабочие процессы и вывести на рынок обновленную продукцию с улучшенными потребительскими характеристиками. А именно – «научить» наши системы безопасности и алкотестирования для проходных бесконтактному измерению температуры, определению степени алкогольного опьянения даже через медицинскую маску.

Интересно, что именно в этом году показало экономическую эффективность направление аддитивных технологий. Стартовали первые реализации промышленных принтеров собственной разработки для 3D-печати металлических деталей.

Самая большая проблема, с которой мы столкнулись в этом году, – вынужденный удаленный режим работы, так как специфика нашей работы предполагает командную деятельность именно в очном режиме. Вероятно, что за форматом дистанционной работы будущее, но на данный момент эффективность такой работы не выше 80%.

Я не думаю, что в первом полугодии 2021 года ситуация на рынке существенно поменяется. А вот во втором полугодии мы ожидаем оживления. На ближайшую перспективу мы заложили несколько разработок, направленных на безопасность, в том числе для автопрома. Предполагаем, что эта тема будет актуальной.

Автопром

Игорь БОЙЦОВ, генеральный директор ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС»:

– Главный тренд уходящего года в автомобильной отрасли – это абсолютно новые условия работы, от полного локдауна и остановки производства до всплеска активности на рынке на фоне быстро меняющегося курса валют. Завод в Петербурге всегда строго выполнял все требования российского правительства, поэтому, как и во всей стране, весной производство пришлось остановить. Как только завод вновь приступил к работе, мы старались не терять времени и подготовились к запуску обновленных моделей, которые с августа встали на конвейер. Помимо этого мы ввели технологию нанесения двухкомпонентного лака на все автомобили.

Осенью мы наблюдали оживление на рынке, тем не менее годовой объем продаж будет все равно чуть ниже прошлогоднего. Что касается общего объема производства – он тоже будет ниже, чем в прошлом году.

Еще один очень важный тренд для автомобильного рынка России – это оптимизация онлайн-услуг и онлайн-продаж. В настоящий момент мы активно развиваем это направление.

Производство одежды

Анатолий СИМАНОВ, директор ООО «Элком» (трикотажная фабрика):

– Кризис – это время взлетов и падений. Сейчас кто-то рвется вперед, а кто-то идет ко дну. Для нас основная тенденция – способность находить возможности выживания в новых условиях. Мы сумели гибко перестраиваться и реагировать на новые условия работы, а что будет дальше – загадывать сложно.

Главной проблемой традиционно остается кадровый дефицит. Что странно при достаточно высоком уровне заработных плат в нашей отрасли. Швея в среднем может зарабатывать 50 – 70 тысяч, но население идет работать кассирами и продавцами за 25 тысяч. Это факт. Это можно объяснить тем, что у нас ретейл развит и популярен больше, чем производство. Много у нас заводов и фабрик? А магазинов? Вопрос риторический.

Несмотря на трудности, мы сохранили предприятие и, самое главное, команду. Нам удалось не только удержаться, но и показать рост.

Пандемия рано или поздно закончится. Сложно будет тем, кто работал только на эту историю. Спрос на эти группы товаров закончится, и надо будет как-то жить дальше. Кто не испугается новых проектов, кто будет более гибким и находчивым, тем придется трудно, но они выиграют. Наша ниша очень связана с психологической составляющей. Будут у людей настроение и деньги – будут покупать нашу продукцию.

Ремесленная деятельность

Ирина ВИШНЕВСКАЯ, руководитель Центра народно-художественных промыслов (НХП), ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма (Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в СПб):

– На данный момент в Петербурге официальный статус НХП имеет только одно предприятие – ООО «Потешный промысел» (кукольный промысел). Что касается ремесленных малых и средних предприятий, то сегодня в реестре ФНС СПб таковых более 3500. За прошедшие полгода их численность сократилась примерно на 12%, однако четкой тенденции на закрытие предприятий нет. Есть и новые организации, зарегистрированные во время пандемических ограничений.

Несмотря на то что ремесленничество – это бизнес специфических навыков, которые оттачиваются годами, и переформатирование таких производств практически невозможно, предприятия старались приспособиться. Многие компании в этом году начали шить маски, некоторые мастера попробовали вести онлайн мастер-классы. Многие работали «в стол», планируя участие в офлайн-выставках.

Главная тенденция для всех предприятий отрасли – повышение стоимости и сокращение доступного ассортимента расходных материалов, многие из которых поступали из-за рубежа, а также катастрофическое падение продаж, поскольку мастера жили за счет туристического потока и выставочно-ярмарочной деятельности.

Еще один тренд этого года – уход отрасли производства ремесленных товаров и декоративно-прикладных изделий «в цифру» на электронные торговые площадки, в том числе и зарубежные. Для этого предприятия были вынуждены пересматривать свою ассортиментную линейку, озаботиться созданием собственного бренда, учиться продвигать товары в Интернете и постигать азы защиты авторских прав.

Несмотря на все трудности, катастрофического закрытия предприятий не было. В большинстве случаев удалось сохранить рабочие места.

На наш взгляд, в следующем году рынок ждет острая конкуренция. Ситуация подталкивает предпринимателей к созданию коллабораций, освоению новых бизнес-навыков, изменению технологических процессов товарных линеек. Так что это будет год учебы.

Рынок труда

Дмитрий ЧЕРНЕЙКО, председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга:

– С одной стороны, в 2020 году мы получили кризис и рост безработицы, но с другой – ускорились тенденции развития рынка труда. Причем те изменения, которые мы так долго ждали, оказались совершены буквально одномоментно. В том числе такие, как массовый переход на дистанционный режим работы и электронный кадровый документооборот. А для службы занятости – переход на регистрацию безработных в дистанционном режиме. И если раньше это были только дискуссии, то сегодня уже реальность.

Что касается перспектив, то в 2021 году уже появившиеся в 2020-м тенденции сохранятся. А значит, все в большей степени будут развиваться дистанционная занятость, профориентация и образование. Надо отчетливо понимать, что теперь эти изменения уже не носят временного характера: в новой реальности нам нужно научиться жить. А также искать новые ходы и решения для того, чтобы достигать успеха.

#экономика #промышленность #бизнес

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (6836) от 28.12.2020 под заголовком «Год глобальной перестройки».


Комментарии