Как прочитать лед. Скип сборной России по керлингу — об Играх в Пекине

Без медалей остались российские керлингисты на Олимпиаде в Пекине. Тем не менее этот вид спорта продолжает набирать популярность. Правда, прежде всего женский. Все потому, что нашу страну здесь традиционно представляют невероятно привлекательные внешне девушки, а потому спортивные результаты уходят на второй план. Вот и в Китае россиянки остались вне пьедестала, но сердца тысяч мужчин вновь покорили. В том числе нашего корреспондента Игоря ГУРФИНКЕЛЯ, который не находил себе места, пока не взял интервью у Алины КОВАЛЕВОЙ (на снимке) — петербурженка была капитаном (или скипом, как принято говорить в керлинге) российской команды на Играх-2022.

Как прочитать лед. Скип сборной России по керлингу — об Играх в Пекине | Фото Jeff McIntosh/THE CANADIAN PRESS/ТАСС

Фото Jeff McIntosh/THE CANADIAN PRESS/ТАСС

Алина, уже месяц как закончилась Олимпиада. Успели уже остыть или все переживаете, что выступили хуже, чем планировалось?

— Заноза в сердце все еще сидит. Встреча с родными по возвращении из Китая помогла отвлечься. Постепенно вернулись к тренировочному процессу, а когда занят любимым делом, легче приходить в себя.

Лучшее средство забыть неудачи — это работа?

— Да, конечно. Работа и новые цели. Смысл вспоминать прошедшее?! Это надо просто воспринимать как опыт. И, делая выводы из ошибок, двигаться дальше, как говорят у нас в спорте.

Месяца отдыха оказалось достаточно?

— Мы любим свой вид спорта, и не сказала бы, что нам нужно от него отдыхать. Хотя на самом деле у нас только в июне не бывает ледовых тренировок. Но все равно ходим в зал, поддерживаем физическую форму, смотрим записи игр, обсуждаем какие‑то тактические моменты. Так что больших перерывов нет, есть только отдых от ледовой практики. Мне обычно хватает пяти—семи дней, чтобы прийти в себя — такой отдых нам дают обычно после крупных соревнований, что‑то вроде мини-отпуска.

Сейчас, когда страсти уже улеглись, была пауза в соревнованиях и тренировках, появилось объяснение случившемуся в Пекине фиаско?

— Да тут сразу все ясно было. У нас из‑за сложной эпидемиологической ситуации в команде сорвалась предолимпийская подготовка. Возникли сложности с совместными тренировками, вот сыгранности и не хватило на олимпийском льду.

Конкуренция на нем была еще жестче, чем на обычных турнирах?

— Наверное, нет. Все то же самое. Я бы только сказала, что команды меньше ошибались в нужные моменты. Если соперник «дарил шанс» — все использовали чужие погрешности, не отпускали в счете.

Качество пекинского льда вас устроило? Много ли времени потребовалось, чтобы к нему привыкнуть?

— Когда приезжаешь на соревнования, даже не знаешь, что тебя ждет. Везде лед разный, часто далекий от идеального, но его надо уметь хорошо читать по ходу встречи. В Пекине мы играли на четырех дорожках, и на каждой лед отличался. Причем даже по ходу турнира все менялось, поэтому часто и случались ошибки, не только у нас.

Это особенности именно пекинского льда?

— Нет, любой площадки. В Пекине, кстати, был хороший лед. Просто нам не удалось к нему найти подход.

Российская команда выступала в Пекине без флага и гимна, возникали ли в этой связи какие‑то проблемы?

— Не было такого. В мире керлинга все друг с другом давно знакомы, соперники в курсе, в каком мы положении, и относились к нам как обычно, зная, что мы российские спортсмены.

А что с санитарным протоколом? Удалось хоть что‑то в Пекине увидеть или все ограничилось маршрутом Олимпийская деревня — стадион и обратно?

— Увидеть город действительно получалось только из окна автобуса, причем это явно не центр Пекина был. Но тут жаловаться глупо, все находились в равных условиях.

В таких условиях можно прочувствовать дух главного спортивного события четырехлетия?

— Мне трудно ответить на этот вопрос, не с чем сравнивать. Для меня это первая Олимпиада в карьере.

Многие спортсмены в Пекине жаловались на питание. Вам тоже поголодать пришлось?

— Кухня была немножко ­специфической, но выбор огромный. Каждый мог найти что‑то по вкусу. Нас на катке еще подкармливали, всякие вкусняшки предлагали. Так что жаловаться не могу, нас все устраивало.

С роботом, разносившим еду по номерам, удалось познакомиться?

— Нет, только с роботом, который отслеживал ношение масок на нашем ледовом объекте. Если кто‑то ее снимал, андроид подъезжал и настойчиво просил надеть.

Значит, война роботов с людьми уже началась?

— Да, наверное (улыбается).

После выступления на Олимпийских играх можно говорить о том, что спортивная карьера удалась?

— Безусловно, приятно оказаться на Олимпиаде, но это все‑таки не предел мечтаний. Надеюсь, будут еще Игры и более удачное выступление нашей команды.

Тем более что в керлинге возраст не столь критичен, как в других видах спорта?

— Мы, керлингисты, действительно не ограничены в возрасте. Начинать можно в 15 лет, когда в фигурном катании кто‑то уже заканчивает, и выступать сколько захочется. Очень у нас в этом плане удобный вид спорта.

Вы как раз в пятнадцать пришли в керлинг, путь к Олимпиаде занял еще четырнадцать лет. Могло все быть быстрее?

— Безусловно. У нас была возможность поехать на предыдущие Игры в Пхенчхане, где выступала команда Анны Сидоровой. Мы проиграли ей отбор буквально накануне Олимпиады.

Популярность керлинга за то время, что вы им занимаетесь, заметно выросла?

— В России за последнее десятилетие он значительно шагнул вперед, хотя до Канады еще далеко, конечно. Но надеюсь, что и мы достигнем такого уровня. Там у команд серьезные спонсоры, огромная поддержка прессы и публики. Стадионы под завязку забиты зрителями. Керлинг в Канаде на втором месте после хоккея.

Раз стадионы полные, значит, и болельщики могут психологически давить на противников своих любимцев?

— Нет, на стадионах очень дружелюбная атмосфера. Зрители поддерживают не только своих, но и соперников, аплодируют не только победителям, но и проигравшим. Болеют за красивую игру, красивые броски. Приходят именно смотреть керлинг, а не просто провести время.

Раз уж речь зашла о красивых бросках, признайтесь — часто бывает, что корите себя за неудачный бросок?

— От моих бросков и правда зависит исход игры, конкретный счет. Ответственность повышенная, поэтому всегда переживаю, если подвела команду. Хотя я не одна все‑таки выхожу на дорожку, на каждом игроке лежит определенная ответственность за развитие энда.

Тут, наверное, без помощи психолога не обойтись?

— Да, у нас сейчас возобновилась индивидуальные сессии с психологом. На мой взгляд, это помогает.

Значит, в решающие моменты руки не трясутся?

— Все бывает. Мы люди, а не роботы. Все чувствуем, приходится справляться с эмоциями. Психолог не гарантия побед или хорошего исполнения бросков, но это дополнительная и необходимая помощь, когда надо разобраться со своими мыслями, с самим собой, что очень важно для ­спортсменов.

Сейчас все международные соревнования заморожены на неопределенный срок. К каким стартам сейчас готовится сборная и вы лично?

— Приближается чемпионат России среди женских команд — очень важное соревнование, серьезно к нему готовимся. И еще будет первенство страны в дисциплине «микст», где состязаются команды, состоящие из мужчины и женщины. До этого в нем участвовать не доводилось, сейчас, раз никуда не сможем выезжать, с удовольствием сыграем.

И как женщинам играется с мужчинами?

— От мужчин больше пользы на свипе. Они могут гораздо сильнее, чем женщины, «везти» камень, натирая лед щетками и определяя траекторию его движения. Так что у меня появляется большее право на ошибку.

Мужская сборная выступила на Олимпиаде в Пекине успешнее, чем женская. Нет по этому поводу у вас ревности?

— Нет, никакой. Мы очень болели, переживали за наших мальчишек — у команды был реальный шанс выйти в плей-офф. Хорошо с ними знакомы, общаемся по‑дружески, часто пересекаемся на тренировочных мероприятиях, на сборах в Кисловодске.

В Петербурге сейчас много площадок для керлинга. Зачем в Кисловодск на сборы ездить?

— Там основная база сборных России, все продумано и очень удобно. Ни на что не отвлекаешься, в одном здании живешь, тренируешься, ешь. А в Питере, чтобы, допустим, доехать до арены, надо 30 – 40 минут в одну сторону, времени остается на два занятия: по одному — на льду и в зале. А в Кисловодске мы можем провести три ледовые тренировки в день и одну — по ОФП.


#керлинг #Олимпийские игры #спортсмены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 49 (7132) от 21.03.2022 под заголовком «Как прочитать лед».


Комментарии