Знаменитые спортсмены Петербурга: от первого чемпиона до новых рекордов

Первые в истории зимние Олимпийские игры проходили ровно 100 лет назад у подножия Монблана во французском городке Шамони. За целый век в истории этих соревнований множество ярких моментов и красивых побед, связанных с именами спортсменов нашего города.

Знаменитые спортсмены Петербурга: от первого чемпиона до новых рекордов | ФОТО Florian Schmetz on Unsplash

ФОТО Florian Schmetz on Unsplash

Олимпийцы СССР впервые приняли участие в зимних Играх в 1956‑м в итальянском Кортина д’Ампеццо. Однако первый олимпийский чемпион по видам спорта, теперь входящим в их программу, появился в нашем городе почти за полвека до этого — еще в 1908 году фигурист Николай Панин-Коломенкин стал победителем Олимпийских игр в Лондоне в дисциплине «специальные фигуры». До появления самостоятельных олимпиад по снежным и ледовым видам спорта оставалось еще больше полутора десятилетий, соревнования в Лондоне продолжались почти полгода (с апреля по октябрь), и одними из последних награды Игр-1908 разыграли именно фигуристы. Так что формально Николай Панин-Коломенкин хоть и является олимпийским чемпионом по фигурному катанию, но к вековому юбилею Белых игр отношения не имеет, так как стал победителем еще летней Олимпиады.

Тем не менее заложенные Паниным-Коломенкиным традиции сохранились, и именно фигурное катание стало для спортсменов нашего города самым успешным зимним олимпийским видом спорта. Чемпионами Белых игр в разные годы становились 19 фигуристов из Ленинграда и Петербурга — начиная от Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова в парном катании (Инсбрук-1964) и до Анастасии Мишиной и Александра Галлямова в командном турнире Пекина-2022. У каждого из любителей этого вида спорта в золотом списке фигурис­тов нашего города наверняка есть свои фавориты, победы которых наиболее памятны. Отметим только, что четверо из них имеют статус двукратных олимпийских чемпионов — это Белоусова и Протопопов (помимо Инсбрука-1964 они завоевали золото и четыре года спустя в Гренобле), Артур Дмитриев (в Альбервилле-1992 и в Нагано-1998 он стал чемпионом в парном катании с двумя разными партнершами — соответственно, с Натальей Мишкутенок и с Оксаной Казаковой), а также Евгений Плющенко, который к золоту в соревнованиях мужчин в Турине-2006 добавил участие в победной сборной России в командном турнире Сочи-2014.

И все‑таки еще одну олимпийскую победу петербургских фигуристов стоит выделить особо — успех Елены Бережной и Антона Сихарулидзе в парном катании в Солт-Лейк-Сити в 2002 году. Ведь очень мало было в истории спорта эпизодов, когда фактически одни соревнования послужили толчком к радикальному изменению всех правил своего вида спорта. А именно так и произош­ло в фигурном катании после скандальной истории в Солт-Лейк-Сити, где было решено присудить два олимпийских золота — дуэту Бережная — Сихарулидзе и канадцам Джейми Сале и Дэвиду Пеллетье. После этого привычные «пятерки» и «шестерки» судьи поменяли на нынешнюю систему с баллами за отдельные элементы и компоненты программы. Так что вся нынешняя система судейства в фигурном катании, по сути, тоже есть часть петербургской олимпийской истории зимнего спорта.

Формально еще больше олимпийских чемпионов, чем в фигурном катании, у Ленинграда — Петербурга в хоккее — 21 человек, и самым первым был Николай Пучков в составе сборной СССР на той самой первой для наших спортсменов Олимпиаде в Кортина д’Ампеццо. Однако ровно две трети из этих хоккеистов — 14 из 21 — чемпионы Олимпиады-2018 в Пхенчхане, и большинство из них к нашему городу имеют формальное отношение. Просто на тот момент все они объединились в составе петербургского СКА, который был фактически базовым клубом сборной России.

На другом количественном полюсе — уникальная история одной-­единственной олимпийской победы за всю историю вида спорта, причем единственной не только для Петербурга, но и для всей нашей страны. Ведь в прыжках на лыжах с трамплина золото ленинградца Владимира Белоусова в Гренобле-1968 так и остается для российских спортсменов достижением — уже более полувека никому не удается даже приблизиться к нему. 

Белоусов.jpg

ФОТО из архива редакции


История спортсмена, который мальчишкой мотался почти каждый день на электричках с пересадками из Всеволожска на тренировки в Кавголово, стала одной из спортивных легенд нашего города. Тем более что в сек­цию‑то поначалу он записался только для того, чтобы получить лыжи, а потом втянулся, и уже в 21 год стал олимпийским чемпионом. К сожалению, судя по динамике результатов наших прыгунов, Белоусов еще очень долго будет оставаться единственным в стране представителем прыжков с трамплина, завоевавшим главный в спорте титул.

Еще в трех зимних видах — лыжах, конькобежном спорте и биатлоне — олимпийские успехи ленинградских спортсменов имеют очень давние традиции. Уже на первой для советских спортсменов Олимпиаде-1956 чемпионами Игр стали Любовь Козырева и Владимир Кузин в лыжах, а также конькобежец Борис Шилков. Всего же на данный момент на высшую ступень олимпийского пьедестала поднимались десять лыжников нашего города, пять биатлонистов и четверо представителей конькобежного спорта. Естественно, выделяется в этом списке обладательница шести золотых наград Альбервилля-1992 и Лиллехаммера-1994 лыжница Любовь Егорова. Однако большинство олимпийских побед в лыжном спорте и в биатлоне были завоеваны петербургскими спортсменами в составе эстафетных команд (в биатлоне — так и вовсе абсолютно все, кроме золота Анатолия Алябьева в индивидуальной гонке на Играх в Лэйк-Плэсиде-1980). 

И, наверное, среди всех этих эстафетных побед особого упоминания заслуживает выступление лыжника Евгения Беляева, ставшего обладателем золотой медали в том же Лэйк-Плэсиде. Правда, не столько из‑за самой этой победы, а потому что пришла она после уникальной истории, случившейся за четыре года до этого в олимпийском Инсбруке. Там на первом этапе такой же эстафеты у Беляева примерно за два километра до финиша сломалось крепление, и все это расстояние петербургский спортсмен преодолевал на одной лыже. В итоге Беляев смог не проиграть на стартовом этапе слишком много (он передал эстафету одиннадцатым с отставанием в минуту 11 секунд от лидера), а советская сборная даже стала в той эстафете бронзовым призером. Кадры с изображением Беляева, преодолевающего дистанцию своего этапа на одной лыже, стали одним из символов Олимпиады в Инсбруке. А спустя четыре года уже без подобных приключений он все‑таки добрался до своей эстафетной олимпийской победы.

Все это — отдельные элементы мозаики не только петербургского, но и мирового спорта, яркая часть истории Белых олимпиад, которая начала отсчет своего второго века. Во французском Шамони, где эта история начиналась, сейчас не очень многое о ней напоминает — теперь это просто модный горнолыжный курорт. Например, олимпийский трамплин вековой давности, который буквально торчит из склона горы, хоть и сохранен для истории, но смот­рится ныне почти игрушечным — в наше время он годился бы разве что для детских соревнований. Зато в другом городе, который стал частью нашей истории — итальянском Кортина д’Ампеццо, где дебютировали на зимних Играх наши спортсмены, — все сейчас вновь буквально кипит подготовкой к новому событию. Через два года именно это местечко наряду с Миланом вновь примет Белую олимпиаду. И очень хочется надеяться, что в этой истории каким‑то магическим образом сохранится свой символизм — и в Кортина д’Ампеццо российские ­спортсмены, представляющие зимние дисциплины, вновь будут среди полноправных участников.


#спортсмены #олимпийскиеигры #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 14 (7590) от 26.01.2024 под заголовком «Век Белых игр».


Комментарии