Главная городская газета

В новый мир по новому стилю

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Завоеванные города как источники рабочей силы

В строящемся Петергофе работы было немало: «известь творить и сеять», «на полатах кровлю поять», «в летнем доме фундамент камнем выстилать»....Кто же этим всем занимался? Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
В новый мир по новому стилю |

Говоря о событиях, последовавших после Октябрьской революции, мы чаще всего вспоминаем о радикальных политических и социальных изменениях. Однако «новый мир» действительно вторгался во все сферы прежней жизни. В том числе в правописание и летосчисление. Впрочем, в свое время инициировали эти нововведения вовсе не большевики.

О красоте русской речи

После реформы алфавита, проведенной Петром I, остались несколько букв, которые в то время, возможно, еще несли какую-то фонетическую нагрузку, но со временем ее полностью утратили: «ять», «фита», «ижица» и другие. В 1911 - 1912 годах Императорская академия наук предложила проект реформы орфографии, предполагавший их упразднение, но Николай II отложил принятие решения.

После Февральской революции вопрос тут же поднял возглавивший Министерство народного просвещения бывший ректор Московского университета кадет А. А. Мануйлов. 17 мая 1917 года он предписал с начала ближайшего учебного года перейти на новое правописание во всех государственных учебных заведениях, а уже сейчас использовать новое правописание во вверенном ему ведомстве. Оговорив, что отдельные аспекты нового правописания еще предстоит детально проработать, Мануйлов предлагал исключить букву «ять» и заменить ее на «е», ликвидировать «фиту» с заменой на «ф», убрать «ъ» в конце слов и частей сложных слов.

Против введения нового правописания в учебных заведениях духовного ведомства и церковных школах выступили Синодальный учебный комитет и Училищный совет при Синоде. Они заявили, что это «портит красоту русской речи, грешит против славяно-русской палеологии и славянского корнесловия».

После июльского кризиса Мануйлов ушел в отставку, а дальнейшая политическая канитель 1917 года не дала Временному правительству возможности заниматься этим вопросом. Этим озаботилось новое правительство, пришедшее к власти в октябре.

23 декабря 1917 года нарком просвещения А. В. Луначарский предписал «всем правительственным и государственным изданиям» с 1 января 1918 года «печататься согласно новому правописанию». Впрочем, даже «Известия ВЦИК Советов» и «Правда» еще почти год продолжали использовать устаревшие буквы и окончания, хотя и отказались от употребления твердого знака в конце слов. И лишь после повторного декрета от 10 октября 1918 года эти центральные советские газеты перешли на новую орфографию. Характерно, что в эмиграции принципиально использовали старое правописание как символ непризнания советской власти...

А церковь пусть сама решает

Большинство западноевропейских стран перешли на григорианский календарь еще в XVI веке, Великобритания - в 1752 году, Швеция - в 1753-м. Соответственно, когда Финляндию в 1809 году присоединили к России, там уже использовался новый стиль. Поэтому применительно к Великому княжеству Финляндскому указывали даты сразу по двум календарям, и это не воспринималось как нонсенс.

В России главным препятствием для перехода на григорианский календарь было нежелание государства, где православие являлось «господствующей верой», признавать «католическое» летосчисление. Были и другие оговорки, например, что, согласно введенной в 325 году I Никейским собором «пасхалии», православная и еврейская пасхи ни в коем случае не должны совпадать, а при григорианском летосчислении это становилось неизбежным.

После Февраля 1917 года, когда речь зашла о перспективе отделения церкви от государства, вопрос о календаре вновь возник на повестке дня. 8 апреля 1917 года газета «Биржевые ведомости» (отнюдь не социалистическая!) поместила статью о необходимости реформы календаря, что позволило бы России «причислить себя ко всем культурным странам земного шара». «Пусть старый календарь умрет со старой властью», - заявляла газета.

Однако Временное правительство предпочло компромисс с православной церковью, поручив ей выработать на Поместном соборе законопроект о ее правовом положении в государстве и, соответственно, отложив вопрос о календаре.

Взявшим власть в октябре 1917 года большевикам в этом плане было проще: они не собирались о чем-либо договариваться с православными иерархами. Уже 16 ноября 1917 года нарком иностранных дел Л. Д. Троцкий предложил перейти на европейский календарь, ввести зимнее время и метрическую систему мер и весов. А в декабре 1917 года с инициативой перехода на новый стиль выступил и нарком просвещения Луначарский.

В итоге 26 января 1918 года Совнарком принял декрет по проекту наркомата иностранных дел, согласно которому после 31 января 1918 года в России сразу наступило 14 февраля. В пояснительной записке к закону заместитель Троцкого по наркомату иностранных дел Г. В. Чичерин подчеркнул, что переход к другому календарю не нарушает православных канонов и что церкви предоставляется право «решить вопрос об одном или двух стилях, как она для себя признает желательным».

Поместный собор отнесся к декрету довольно спокойно. Доктор богословия профессор С. С. Глаголев подчеркнул, что все православные церкви пользуются юлианским календарем, поэтому решение о переходе на новый стиль должно быть принято ими только совместно. Тем не менее 30 января собор постановил, что в течение 1918 года церковь продолжит использовать старый календарь.

Однако именно с того момента государство и церковь в России стали жить по разным календарям, что являлось достаточно символичным. Хотя в делопроизводстве высшего церковного управления указывали обе даты: сначала по старому стилю, а затем, в скобках, по новому.

Кстати, после советской России в 1918 году на новый стиль перешли «осколки» бывшей Российской империи - Латвия, Литва, Украина, Закавказская республика. Затем примеру большевиков последовали Румыния (в 1919-м), Греция (в 1924-м), Турция (в 1926-м) и Египет (в 1928-м).

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook