Маршал певческой гвардии. Исполнилось 100 лет со дня рождения Анатолия Александровича

Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения Анатолия Константиновича Александровича — знаменитого тенора, чей голос когда‑то чуть ли не каждый день звучал по Ленинградскому радио. Памяти народного артиста России был посвящен творческий вечер общественного театра «Родом из блокады».

Маршал певческой гвардии. Исполнилось 100 лет со дня рождения Анатолия Александровича | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

— Зал был переполнен, и это неудивительно, — говорит художественный руководитель театра Макар Алпатов. — Очень радует, что Анатолия Александровича, маршала певческой гвардии, — именно так назывался наш спектакль, который мы сыграли в честь его 90‑летия, — по‑прежнему любят. Были его родные, ученики, друзья, в том числе замечательный артист Иван Краско. Два часа длился концерт, и люди еще долго не хотели расходиться…

Неповторимый и легко узнаваемый голос этого замечательного певца хорошо известен представителям старшего поколения. Ему был доступен любой жанр музыкального искусства — от классической оперы, оперетты до романтической песни.

Александрович был всегда строен, подтянут: давали знать о себе военная выправка и громадный сценический опыт. Хотя в юности он мечтал стать инженером, занимался в авиа­модельном кружке и вне техники своей жизни не мыслил. Восемнадцатилетним юношей встретил начало Великой Отечественной войны. Стал десантником, потом разведчиком. Из Подмосковья судьба забросила его в сталинградское пекло, дорогами войны он дошел до Кенигсберга, где был командиром полковой разведки. В ходе операции по захвату языка был тяжело ранен. Затем — госпиталь в Рязани…

— Жить не хотелось, он сам мне признавался, — рассказывает Макар Алпатов. — Спасли музыка, песня, любовь. Да и вообще он никогда не сдавался. В майский День Победы он впервые выступил в концерте. И покатилось-поехало колесо творческой судьбы…

Рязанское музыкальное училище, Ленинградская консерватория, Кировский театр, камерная филармония Ленконцерта… Кстати, до Берлина, как он обещал в свое время, Александрович все‑таки дошел: на состоявшемся там в 1951 году Всемирном фестивале молодежи и студентов он завоевал звание лауреата и золотую медаль.

Его концертные программы, составленные из произведений Чайковского, которого он особенно любил, Римского-Корсакова, Глинки, Даргомыжского, редко звучащего Танеева, неизменно вызывали восторг. Не могли никого оставить равнодушными русские песни, романсы, арии из опер и оперетт, песни Италии, которые артист всегда трактовал по‑своему…

Кстати, не секрет, что Анатолий Александрович был любимым артистом Василия Павловича Соловьева-Седого. В его авторских концертах и гастролях он всегда был желанным участником.

Гастроли по стране и за рубежом, записи на радио, телевидении, выпуск грампластинок, педагогическая деятельность в Выборгском дворце культуры — в этом была вся его жизнь. Рядом, на счастье, — жена-певица Лидия Васильевна Линькова, с которой он познакомился как раз после своего первого концерта, 9 мая 1945‑го… Дочь, потом любимые внучки…

Несмотря на возраст, Анатолий Константинович долгие годы оставался в прекрасной форме. Последний раз он вышел на сцену с сольным концертом в январе 2001 года в Зеленогорске. Затем — внезапная тяжелая болезнь…

— К сожалению, артистов того времени уже начинают забывать, а его все‑таки помнят и на него равняются. Его голос никогда не состарится, — уверен Макар Алпатов.

И это действительно так. По словам Анны Загребневой, художественного руководителя Театра драмы имени Ольги Берггольц, она часто вспоминает песню «В лесу прифронтовом» в исполнении Анатолия Александровича.

— Почти все песни в исполнении Александровича мы знаем и поем, — говорит актриса, — и каждый раз, слушая его голос, понимаешь: чистота и гениальная простота его исполнения — это как раз то, к чему надо стремиться. Это мастер всех времен, наш учитель.


#память #100-летие #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7317) от 13.12.2022 под заголовком «Маршал певческой гвардии».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?