Маршал певческой гвардии. Исполнилось 100 лет со дня рождения Анатолия Александровича

Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения Анатолия Константиновича Александровича — знаменитого тенора, чей голос когда‑то чуть ли не каждый день звучал по Ленинградскому радио. Памяти народного артиста России был посвящен творческий вечер общественного театра «Родом из блокады».

Маршал певческой гвардии. Исполнилось 100 лет со дня рождения Анатолия Александровича | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

— Зал был переполнен, и это неудивительно, — говорит художественный руководитель театра Макар Алпатов. — Очень радует, что Анатолия Александровича, маршала певческой гвардии, — именно так назывался наш спектакль, который мы сыграли в честь его 90‑летия, — по‑прежнему любят. Были его родные, ученики, друзья, в том числе замечательный артист Иван Краско. Два часа длился концерт, и люди еще долго не хотели расходиться…

Неповторимый и легко узнаваемый голос этого замечательного певца хорошо известен представителям старшего поколения. Ему был доступен любой жанр музыкального искусства — от классической оперы, оперетты до романтической песни.

Александрович был всегда строен, подтянут: давали знать о себе военная выправка и громадный сценический опыт. Хотя в юности он мечтал стать инженером, занимался в авиа­модельном кружке и вне техники своей жизни не мыслил. Восемнадцатилетним юношей встретил начало Великой Отечественной войны. Стал десантником, потом разведчиком. Из Подмосковья судьба забросила его в сталинградское пекло, дорогами войны он дошел до Кенигсберга, где был командиром полковой разведки. В ходе операции по захвату языка был тяжело ранен. Затем — госпиталь в Рязани…

— Жить не хотелось, он сам мне признавался, — рассказывает Макар Алпатов. — Спасли музыка, песня, любовь. Да и вообще он никогда не сдавался. В майский День Победы он впервые выступил в концерте. И покатилось-поехало колесо творческой судьбы…

Рязанское музыкальное училище, Ленинградская консерватория, Кировский театр, камерная филармония Ленконцерта… Кстати, до Берлина, как он обещал в свое время, Александрович все‑таки дошел: на состоявшемся там в 1951 году Всемирном фестивале молодежи и студентов он завоевал звание лауреата и золотую медаль.

Его концертные программы, составленные из произведений Чайковского, которого он особенно любил, Римского-Корсакова, Глинки, Даргомыжского, редко звучащего Танеева, неизменно вызывали восторг. Не могли никого оставить равнодушными русские песни, романсы, арии из опер и оперетт, песни Италии, которые артист всегда трактовал по‑своему…

Кстати, не секрет, что Анатолий Александрович был любимым артистом Василия Павловича Соловьева-Седого. В его авторских концертах и гастролях он всегда был желанным участником.

Гастроли по стране и за рубежом, записи на радио, телевидении, выпуск грампластинок, педагогическая деятельность в Выборгском дворце культуры — в этом была вся его жизнь. Рядом, на счастье, — жена-певица Лидия Васильевна Линькова, с которой он познакомился как раз после своего первого концерта, 9 мая 1945‑го… Дочь, потом любимые внучки…

Несмотря на возраст, Анатолий Константинович долгие годы оставался в прекрасной форме. Последний раз он вышел на сцену с сольным концертом в январе 2001 года в Зеленогорске. Затем — внезапная тяжелая болезнь…

— К сожалению, артистов того времени уже начинают забывать, а его все‑таки помнят и на него равняются. Его голос никогда не состарится, — уверен Макар Алпатов.

И это действительно так. По словам Анны Загребневой, художественного руководителя Театра драмы имени Ольги Берггольц, она часто вспоминает песню «В лесу прифронтовом» в исполнении Анатолия Александровича.

— Почти все песни в исполнении Александровича мы знаем и поем, — говорит актриса, — и каждый раз, слушая его голос, понимаешь: чистота и гениальная простота его исполнения — это как раз то, к чему надо стремиться. Это мастер всех времен, наш учитель.


#память #100-летие #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7317) от 13.12.2022 под заголовком «Маршал певческой гвардии».


Комментарии