Маршал певческой гвардии. Исполнилось 100 лет со дня рождения Анатолия Александровича
Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения Анатолия Константиновича Александровича — знаменитого тенора, чей голос когда‑то чуть ли не каждый день звучал по Ленинградскому радио. Памяти народного артиста России был посвящен творческий вечер общественного театра «Родом из блокады».

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС
— Зал был переполнен, и это неудивительно, — говорит художественный руководитель театра Макар Алпатов. — Очень радует, что Анатолия Александровича, маршала певческой гвардии, — именно так назывался наш спектакль, который мы сыграли в честь его 90‑летия, — по‑прежнему любят. Были его родные, ученики, друзья, в том числе замечательный артист Иван Краско. Два часа длился концерт, и люди еще долго не хотели расходиться…
Неповторимый и легко узнаваемый голос этого замечательного певца хорошо известен представителям старшего поколения. Ему был доступен любой жанр музыкального искусства — от классической оперы, оперетты до романтической песни.
Александрович был всегда строен, подтянут: давали знать о себе военная выправка и громадный сценический опыт. Хотя в юности он мечтал стать инженером, занимался в авиамодельном кружке и вне техники своей жизни не мыслил. Восемнадцатилетним юношей встретил начало Великой Отечественной войны. Стал десантником, потом разведчиком. Из Подмосковья судьба забросила его в сталинградское пекло, дорогами войны он дошел до Кенигсберга, где был командиром полковой разведки. В ходе операции по захвату языка был тяжело ранен. Затем — госпиталь в Рязани…
— Жить не хотелось, он сам мне признавался, — рассказывает Макар Алпатов. — Спасли музыка, песня, любовь. Да и вообще он никогда не сдавался. В майский День Победы он впервые выступил в концерте. И покатилось-поехало колесо творческой судьбы…
Рязанское музыкальное училище, Ленинградская консерватория, Кировский театр, камерная филармония Ленконцерта… Кстати, до Берлина, как он обещал в свое время, Александрович все‑таки дошел: на состоявшемся там в 1951 году Всемирном фестивале молодежи и студентов он завоевал звание лауреата и золотую медаль.
Его концертные программы, составленные из произведений Чайковского, которого он особенно любил, Римского-Корсакова, Глинки, Даргомыжского, редко звучащего Танеева, неизменно вызывали восторг. Не могли никого оставить равнодушными русские песни, романсы, арии из опер и оперетт, песни Италии, которые артист всегда трактовал по‑своему…
Кстати, не секрет, что Анатолий Александрович был любимым артистом Василия Павловича Соловьева-Седого. В его авторских концертах и гастролях он всегда был желанным участником.
Гастроли по стране и за рубежом, записи на радио, телевидении, выпуск грампластинок, педагогическая деятельность в Выборгском дворце культуры — в этом была вся его жизнь. Рядом, на счастье, — жена-певица Лидия Васильевна Линькова, с которой он познакомился как раз после своего первого концерта, 9 мая 1945‑го… Дочь, потом любимые внучки…
Несмотря на возраст, Анатолий Константинович долгие годы оставался в прекрасной форме. Последний раз он вышел на сцену с сольным концертом в январе 2001 года в Зеленогорске. Затем — внезапная тяжелая болезнь…
— К сожалению, артистов того времени уже начинают забывать, а его все‑таки помнят и на него равняются. Его голос никогда не состарится, — уверен Макар Алпатов.
И это действительно так. По словам Анны Загребневой, художественного руководителя Театра драмы имени Ольги Берггольц, она часто вспоминает песню «В лесу прифронтовом» в исполнении Анатолия Александровича.
— Почти все песни в исполнении Александровича мы знаем и поем, — говорит актриса, — и каждый раз, слушая его голос, понимаешь: чистота и гениальная простота его исполнения — это как раз то, к чему надо стремиться. Это мастер всех времен, наш учитель.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7317) от 13.12.2022 под заголовком «Маршал певческой гвардии».
Материалы рубрики
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 3 июня
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 28 мая
Успеть к юбилею
В ТЮЗе проходит Международный театральный фестиваль
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии