Цеппелин над Ленинградом. Как в городе встретили германский дирижабль

«Тысячи наблюдателей усеяли поле аэродрома и прилегающие к нему улицы, берега Черной речки. Идущие к аэродрому трамваи переполнены. Растет напряжение ожидающих. Около 7 часов вечера радиостанция передает последнюю телеграмму, полученную с дирижабля», – сообщала «Ленинградская правда» 26 июля 1931 года.

Цеппелин над Ленинградом. Как в городе встретили германский дирижабль | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Накануне над городом пролетел германский дирижабль «Граф Цеппелин», через территорию СССР направлявшийся с исследовательскими целями в Арктику. В экспедиции участвовали и советские ученые. Специально созданный комитет по встрече дирижабля загодя проинформировал ленинградцев о времени прилета летательного аппарата, и его появление могли увидеть все желающие.

После восьми часов вечера «Графа Цеппелина» заметили на горизонте, и вскоре он приземлился на Комендантском аэродроме. Корреспондент «Ленинградской правды» описывал увиденное: «Дирижабль быстро растет. По бокам и впереди летят сопровождающие его ленинградские самолеты. Начинает играть военный оркестр. При аплодисментах и приветственных криках многотысячной толпы дирижабль описал над аэродромом круг и сбрасывает гайдропы (специальные канаты или тросы для смягчения посадки. –  Ред.)».

Тут же, на аэродроме, у временной арки с приветственными надписями на русском и немецком языках состоялся митинг, на котором выступили представители власти и науки. Президент Академии наук СССР академик Александр Карпинский отметил важность «завоевания Севера». На следующий день дирижабль, взяв необходимый груз, направился на Петрозаводск, а оттуда –  в Арктику...

Пролетая над Баренцевым морем, находившийся на борту спецкор ТАСС отправил на землю сообщение: «Мы находились на высоте 200 –  300 метров, причем море было укрыто от нас сплошным покровом тумана, который простирался почти до Земли Франца-Иосифа. Иностранных участников перелета удивляло обилие неиспользованных у нас на севере лесов, а также большое количество лесных материалов в Архангельске, подлежащих погрузке на пароходы».

Действительно, в те годы экспорт древесины был существенным источником пополнения валютных резервов. Конкурентами СССР на лесном рынке были Финляндия, Швеция и отчасти Польша. В этом экономическом противостоянии Советский Союз добился значительных успехов, к 1930 году поставляя на мировой рынок около 17% леса.

Дирижабль способен был развивать скорость до 128 км/час, и за 100 часов он преодолел расстояние 10 тысяч километров. Так что уже спустя три дня воздушное судно вернулось в Ленинград. Сделав круг над Комендантским аэродромом, «Граф Цеппелин» на глазах у приготовившихся к встрече изумленных членов швартовой команды сбросил парашют с пакетом, в котором была записка капитана дирижабля Хуго Эккенера: «Вследствие неблагоприятной погоды я нахожусь, к своему глубочайшему сожалению, в необходимости отказаться от посадки и направляюсь на юг».

Также была отправлена телеграмма в Москву, в которой капитан благодарил советское правительство за сотрудничество и отмечал, что эта «первая совместная работа русской и немецкой науки и техники в деле исследования Арктики дала такие прекрасные результаты». Из Германии копии всех полученных научных материалов, согласно договору, были отправлены в СССР, однако аэрофотосъемку немцы не прислали, заявив, что пленка оказалась засвечена...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #летательные аппараты #Ленинград

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (6962) от 09.07.2021 под заголовком «Цеппелин над Ленинградом».


Комментарии