Самолет в складчину. Как в советской России строили гидроаэроплан

«Вчера производились пробные полеты четырех гидроаэропланов, в том числе и «Петроградской правды», построенных на средства питерских рабочих. Необходимо было испробовать гидроаэропланы на длительность полета, скорость, забирание высоты и т. д. Результаты испытаний оказались блестящими», – сообщала упомянутая газета 20 января 1924 года.

Самолет  в складчину. Как в советской России строили гидроаэроплан | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Производство самолетов, снабженных приспособлением для посадки на воду и взлета с воды и имеющих фюзеляж в виде лодки, – гидроаэропланов, или, проще, гидропланов или летающих лодок, – было освоено отечественными авиаконструкторами еще в начале Первой мировой войны. Они были необходимы в первую очередь для разведывательных целей.

В 1915 году российский авиаконструктор Дмитрий Григорович, отталкиваясь от французского прототипа, создал М-5 – первый крупносерийный отечественный гидроплан. Его выпускали на заводе Первого российского товарищества воздухоплавания.

В руководстве советской России авиацию поначалу считали «буржуазным излишеством». В августе 1919 года (когда вблизи Петрограда находились белые войска генерала Юденича) председатель Высшего совета народного хозяйства РСФСР Алексей Рыков распорядился «ликвидировать петроградские авиазаводы, освободившихся квалифицированных рабочих использовать на московских заводах». После чего многие специалисты были уволены, кто-то покинул страну.

Так что после Гражданской войны авиапромышленность пришлось создавать во многом заново. В 1923 году в СССР появилось Общество друзей воздушного флота, начался сбор средств граждан на строительство отечественной авиации. Одним из активных пропагандистов этого начинания была и «Петроградская правда».

В газете подсчитали, что если 50 тысяч подписчиков внесут по 25 рублей, то как раз получится сумма, необходимая для создания гидроплана. Газета бросила клич: «Пусть каждый читатель не забудет внести этот четвертак и вызвать на то же пожертвование своих друзей и знакомых!».

Сообщалось, что «пожертвования принимаются ежедневно от 2 час. дня до 8 час. вечера в главной конторе газеты «Петроградская правда» (Социалистическая ул., 14)». Как указывалось на ее страницах, уже на следующий день после первого объявления кассир и счетовод сбились с ног, а редакционные работники устали отвечать на вопросы: «На гидроаэроплан где тут сдавать?».

В результате и был построен самолет, носивший имя газеты. Его испытания прошли 19 января 1924 года на Комендантском аэродроме. А затем в «Сплендид-Паласе» (ныне киноцентр «Родина» на Караванной ул., 12) состоялось торжественное заседание, на котором чествовали все организации, финансировавшие строительство летающих лодок. Состоялся концерт, зрители увидели немой фильм «Красные дьяволята». Резюме собрания: темпы сбора средств на развитие отечественной авиации – не снижать!

В результате удалось собрать достаточные средства, чтобы запустить в серию модернизированные гидросамолеты Григоровича М-24. Их выпускали на заводе «Красный летчик» (бывший Русско-Балтийский). Правда, качество этих летательных аппаратов было не слишком высоким: сказывались низкая квалификация большинства рабочих и нехватка грамотных инженеров. К тому же во время осеннего ленинградского наводнения 1924 года часть уже готовых летающих лодок оказалась повреждена, и их ввели в строй в куда меньшем количестве, чем планировалось.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#самолеты #авиапромышленность #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (6853) от 29.01.2021 под заголовком «Самолет в складчину».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».