По указу Петра: 300 лет назад началось строительство Ладожского канала

Чуть больше трехсот лет назад, 22 марта (2 апреля) 1719 года, началось строительство Ладожского канала. Водный путь в обход Ладоги потребовался потому, что судоходство в ней во все времена было трудным и рискованным: штормовая погода может длиться от 2 - 4 часов до нескольких суток. Каждый год на озере теряли много судов.

По указу Петра: 300 лет назад началось строительство Ладожского канала | Рисунок художника Александра Моравова «Прорытие Ладожского канала» был создан в начале ХХ века. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Рисунок художника Александра Моравова «Прорытие Ладожского канала» был создан в начале ХХ века. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Милосердуя о народе»

Новая магистраль должна была соединить Волхов с Невой и Новую Ладогу со Шлиссельбургом. Более того: как писал сподвижник Петра I механик Андрей Нартов, «желание его величества было безмерное соединить сим (Ладожским каналом. - Ред.) море Каспийское с морем Балтийским...».

Начало сооружению канала положил именной указ Петра I от 19 сентября 1718 года: «...дабы канал от Волхова в Неву был учинен... и у работы того канала быть работникам со всего государства». На строительство полагалось отправлять из губерний с 20 дворов одного человека с инструментами. Исключение сделали лишь для города Олонца, который был приписан к железоделательным заводам.

Командовать сооружением канала Петр I назначил капитана-поручика Преображенского полка Григория Григорьевича Скорнякова-Писарева - известного бомбардира и мастера фейерверков. Предстояло провести серьезную предварительную работу: подготовить и привезти в Шлиссельбург провиант и необходимые припасы, доставить «государевы» водоливные машины для откачки воды, а также лошадей, приводивших их в движение, запастись тележками...

Уже в ноябре 1718 года Петр I, «милосердуя о народе, указал оное канальное дело делать подрядом». С подрядчиками заключался договор, по которому они обязывались выполнять определенные работы, нанимая вольных людей.

На места пошли новые указы, согласно которым требовалось спешно присылать в Шлиссельбург уже не людей, а деньги на оплату вольнонанимающихся, «не отговариваясь ничем». Определялся следующий размер денежного сбора: с двора - по 23 алтына 2 деньги (70 копеек). В случае задержания денег губернаторам и вице-губернаторам грозили наказания: штрафы, «истязания» и доставка в Петербург...

Но как заинтересовать и привлечь на тяжелые «перекопные работы», как тогда говорили, «охочих людей»? От имени царского величества указами многократно провозглашалось, чтобы те «шли наниматься без всякого опасения, потому что никому на той работе ни в чем никакой неволи и обиды не будет». Власти обещали своевременную уплату денег за работу подрядчиками, более того, провозглашали, что «работать не будут заставлять неволею», а при желании с канальной работы можно и уйти...

Считается, что начало по сооружению Ладожского канала положил сам государь, нагрузив и перевезя тележку с землей к месту будущей плотины. К сожалению, точное место закладки неизвестно.

Петр надеялся, что канал «с Божией помощию к 1723 году поспеет». Но это были несбыточные мечты... Скорняков-Писарев докладывал в Сенат, что «на канальную работу идет малое число». Работников не хватало, а условия работы и жизни на новой стройке были очень тяжелыми: жили в палатках и шалашах, без обогрева, не хватало продовольствия и инструментов.

В губернии были посланы указы о дополнительных призывах вольных работников. Назначен новый денежный сбор - по 2 гривны со двора (20 копеек). Если в начале строительства здесь работали около трех тысяч человек, то весной 1721 года - уже около 27 тысяч, в том числе казаки и драгуны. Но практика показывала, что требовалось единовременное пребывание на стройке более 35 тысяч рабочих.

Государь неоднократно лично инспектировал ход работ и в 1723 году, недовольный их темпами, отстранил Скорнякова-Писарева, не сумевшего эффективно организовать дело.

Детище Миниха

В поисках более успешного руководителя он предложил «взять на себя канальное дело» генерал-лейтенанту военному инженеру Бурхарду Кристофу Миниху. За прилежный труд царь обещал ему неплохое жалованье - 100 рублей в месяц, адъютанта и шлюпку для осмотра. Более того, был готов предоставить тысячу солдат зимой и 16 тысяч солдат весной для произведения работ на участке от реки Назии до Волхова в 1724 году.

Миних на предложенные ему условия согласился. По указу государя он построил теплое жилье для военных (по 6 - 7 изб на каждый батальон), обеспечил их необходимым инвентарем, привлекая также и вольных работных людей. За 1724 - 1725 годы под его руководством было сооружено 36 верст водного пути.

После смерти Петра I работы на Ладожском канале продолжились, но их темпы значительно снизились. В 1727 году Миних сообщал: «Ныне за неимением денежной казны на канале многие вольные работные люди, оставя работы, разошлись, и для того солдаты потребны». Так что петровские обещания своевременной оплаты нарушались...

Чтобы как можно быстрее завершить стройку, Миних, который с 1728 года, после отъезда двора Петра II в Москву, оказался главным лицом в Петербурге, попросил повторить государственные указы в провинции и к губернаторам, чтобы вольные люди («охотники на канале») «без помешательства отпускались» и на заставах не задерживались. Он рассчитывал получить 250 тысяч рублей и 12 тысяч солдат. При соблюдении этих условий он предполагал, что в 1728 году работы по строительству канала можно будет завершить.

В 1730 году Ладожский канал протяженностью 111 километров наконец достроили. Окончательно он был открыт 19 (30) марта 1731 года в присутствии Анны Иоанновны. Уже затем по предложению Миниха было решено строить шлюзы в Шлиссельбурге и Новой Ладоге, то есть на входе и выходе канала. В 1732 году, пройдя весь канал, императрица произвела закладку нового шлюза у Шлиссельбурга. Указы аннинского времени были направлены на замену «сколь возможно» деревянных канальных берегов и спусков каменными.

Ладожский канал действительно был очень нужен Петербургу. По нему в столицу из южных губерний доставляли сельскохозяйственную продукцию, в том числе и хлеб на экспорт. Зимой на санях к каналу свозили известняковые плиты для строительства, а с наступлением навигации их отправляли по воде в столицу. Туда же с берегов Ладоги следовали мрамор, булыжный камень, дрова, известь, уголь, железо. Примечательно, что содержание лошадей для тяги судов по Ладожскому каналу стало одним из основных занятий жителей Новой Ладоги.

Впрочем, сооружение в первой половине XIX века гранитных шлюзов не спасло канал от обмеления. Сказывалось и понижение уровня самого Ладожского озера. Другими бедами были засорение и обрушение берегов.

В указе от 21 января 1861 года говорилось: «Ладожский канал, устроенный в прошлом столетии не в одинаковую везде ширину и глубину... недостаточно удовлетворяет постоянно усиливающемуся движению судоходства к столице и из оной...». Поэтому рядом с прежним построили новый канал, более глубокий, открытый, без шлюзов. По нему расстояние от Новой Ладоги до Шлиссельбурга преодолевали за сутки, что было в три раза быстрее, чем раньше.

Старый канал стал называться в честь Петра Великого, а новый - Александра II. Ныне, соответственно, - Староладожский и Новоладожский. Последний до сих пор используется для местных сообщений маломерными судами. Староладожский же, обмелевший и заросший травой, в настоящее время практически не функционирует, оставаясь тем не менее крупнейшим в Европе гидротехническим сооружением своего времени.

Читайте также о том, когда Петербург стал столицей.

#Ладога #история России #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6450) от 31.05.2019 под заголовком «Канальное дело».


Комментарии