В центре Эрмитажа в Старой Деревне представили отреставрированный кафтан Петра I

В центре Эрмитажа в Старой Деревне представили отреставрированный кафтан Петра I | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Основатель нашего города умел многое. Он разбирался в кораблестроении, навигации, изготовлении часов и бумаги, брал уроки рисования и граверного дела, освоил ремесло плотника, каменщика, садовника. Ему не удалось только научиться плести лапти. Он счел это ремесло слишком мудреным.

Невозможно представить Петра Великого в лаптях, но и мифологизированный образ царя, одетого в военный мундир или в скромную одежду плотника, не соответствует действительности.

Эрмитаж хранит гардероб Пет­ра I, в котором больше трехсот предметов: парадные костюмы и домашние туалеты, военные мундиры и маскарадное платье, нижнее белье и обувь, одежда для работы и головные уборы. Эта коллекция признана лучшим в мире собранием мужского кос­тюма конца XVII — первой четверти XVIII века.

Год назад в пространстве Галереи костюма Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа в Старой Деревне впервые были показаны публике предметы из гардероба Петра I — от крес­тильной рубашки до роскошных шелковых халатов. Одежда первого российского императора характеризует его как человека с прекрасным вкусом, умеющего ценить красоту ткани, изящество декоративной отделки, качество изготовления и удобство костюма.

Музей хранит и другие, еще не приведенные в экспозиционный вид, предметы из гардероба основателя нашего города. С недавно отреставрированным кафтаном связана особая история. Летом прошлого года в честь 350‑летия со дня рождения Петра Великого команда одной из социальных сетей выпустила стикеры с изоб­ражением императора, которые мог приобрести любой желающий. За пять месяцев удалось собрать 3 миллиона рублей. Они и пошли на реставрацию кафтана.

Изготовленный в 1710‑х годах кафтан относится к группе так называемых саксонских костюмов Петра. Их шили по французской моде из сукна высшего качества, декорировали галунами и мехом.

На слайдах видно, в каком плачевном состоянии он дошел до наших дней. Как рассказала хранительница коллекции «Гардероб Пет­ра I» Нина Тарасова, виноваты петербургский климат, моль, кожеед и грызуны, повредившие некогда отличного качества английское и голландское сукно. Пришел в негодность мех, его после кончины Петра I спороли с кафтанов, причем не слишком аккуратно. Печальная участь постигла также подкладку, пуговицы и галуны. Их срезали и могли использовать для изготовления придворных парадных, маскарадных, театральных костюмов.

Чтобы вернуть кафтану былое великолепие, потребовались мас­терство реставраторов, современные методики и оборудование. Работа проходила в несколько этапов. Проводился анализ сохраннос­ти кафтана, очистка и укрепление ткани, удаление старых реставрационных материалов. Ткань чис­тили деликатной мыльной пеной. Подобрать точный оттенок по‑разному выцветших участков помог спектрофотометр. По нескольким сохранившимся волоскам с помощью электронного микроскопа удалось установить, что для декора кафтана использовался мех соболя. Оригинальная меховая отделка восстановлена, так же как галуны и утраченные пуговицы.

После реставрации кафтан Пет­ра I занял свое место в экспозиции «Гардероб Петра Великого» в Галерее костюма.


#Петр I #кафтан #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (7566) от 15.12.2023 под заголовком «Кафтан как с иголочки».


Комментарии