Неузнанный Ильич

Мы привыкли к классическому облику Ленина, запечатленному в кино советского времени. В воплощении, к примеру, актеров Бориса Щукина и Кирилла Лаврова. Однако на самом деле Ленин в революционные дни выглядел иначе: он был без бороды и в парике. Именно таким запечатлел его 25 октября 1917 года в Смольном художник Марк Шафран. Метаморфозы образа вождя попыталась проследить наша сегодняшняя собеседница - сотрудница государственного историко-мемориального музея «Смольный» Любовь ТЕРЕШЁНОК.

Неузнанный Ильич | Оригинал этого рисунка, сделанного Марком Шафраном 25 октября 1917 года в Смольном, в советское время находился в Москве в Центральном музее Ленина, а ныне - в Историческом музее.

Оригинал этого рисунка, сделанного Марком Шафраном 25 октября 1917 года в Смольном, в советское время находился в Москве в Центральном музее Ленина, а ныне - в Историческом музее.

- Любовь Аркадьевна, известный факт: скрываясь от Временного правительства, Ленин вынужден был изменить внешность...

- Да, именно в таком виде, без бороды и в парике, он запечатлен на документе на имя сестрорецкого рабочего Константина Иванова. Таким он был во время пребывания в Разливе.

Но парик еще несколько раз упоминается в ряде воспоминаний, относящихся к началу октября 1917 года. Спустя почти десять лет, в январе 1927 года, Эйно Рахья, перевозивший Ленина из Выборга в Петроград, на страницах газеты «Ленинградская правда» рассказывал: «Выходя со мной, он надел фетровую шляпу. Под шляпой был густой парик с сединкой. Этот парик был в свое время взят на прокат тов. Шотманом в Петрограде в парикмахерской на Кирочной улице, за 5 рублей. Деньги за прокат и по сей день не заплачены, так как парикмахерская вскоре закрылась. В этом парике и в белой рубахе с черным галстуком, при золотых очках, он очень походил на финского пастора».

Потом верный телохранитель вождя еще возвращался к теме конспирации. В одной из статей он подробно описывал, как они с Владимиром Ильичем шли в Смольный вечером 25 октября с Сердобольской улицы. «Для безопасности решили все-таки замаскироваться. Насколько имелась возможность, переменили на нем одежду, перевязали зубы достаточно грязной повязкой, на голову напялили завалявшуюся кепку».

Кстати, уже когда Ленин жил в Смольном, Крупская вспоминала, что его мало кто из широкой революционной публики знал в лицо. «По вечерам мы часто... прогуливались вокруг Смольного, и никто его не узнавал, так как портреты его тогда отсутствовали», - отмечала Надежда Константиновна.

Писатель Джон Рид, наблюдавший Ильича непосредственно во время революции, в книге «Десять дней, которые потрясли мир» оставил такое его описание: «Невысокая коренастая фигура с большой лысой и выпуклой, крепко посаженной головой. Маленькие глаза, крупный нос, широкий благородный рот, массивный подбородок, бритый, но с уже проступавшей бородкой... Потертый костюм, несколько не по росту длинные брюки. Ничего, что напоминало бы кумира толпы... Необыкновенный народный вождь, вождь исключительно благодаря своему интеллекту...». Кстати, это единственное письменное упоминание о том, что во время революции вождь был бритым.

- Казалось бы, сюжет о сбритой Лениным бороде никогда не скрывался. Однако из художественного осмысления образа вождя революции эта деталь исчезла...

- И даже на известной работе современника событий художника Аркадия Рылова «Ленин в Разливе» вождь изображен в классическом образе - без парика и с бородой. Хотя исторически это было не так. Да и у самого известного представителя ленинианы Исаака Бродского на всех картинах, запечатлевших Ленина в Смольном, Владимир Ильич изображен с бородкой.

В самом Смольном, по воспоминаниям Рахьи, вскоре после прихода туда Ильича случился такой эпизод: «Во время разговора, из Актовой залы, где происходило заседание Совета, вошли в нашу комнату три человека - сливки меньшевиков, лидеры партии: Дан, Либер и, кажется, Гоц. Один из них (кто именно - не помню) из пальто, висевшего здесь, вынул сверток, приглашая прибывших с ним субъектов закусить, так как у него, по его заявлению, есть булка с маслом и колбаса с сыром. Ведя разговор между собой, они совершенно не обращали на нас внимания... Один из них поднял голову и тут только узнал Владимира Ильича, несмотря на повязку. Они страшно смутились, спешно собрали свою снедь и все трое, как настеганные, вышли в Актовую залу. Этот случай привел Владимира Ильича в веселое настроение, и он от души хохотал».

Упоминает о гриме Владимира Ильича и его соратник Владимир Бонч-Бруевич - в своих «Воспоминаниях о Ленине», изданных в Москве в 1969 году. По его словам, именно благодаря ему вождь в Смольном снял наконец-то парик. Однако этот замечательный сюжет почему-то совершенно не нашел отражения в советском искусстве...

В результате сегодня нам известно только два изображения Ленина без бороды, и оба принадлежат художнику Марку Шафрану.

- Личность не очень знаменитая. Что о нем известно?

- Он был близок к большевикам. Весной 1917 года организовывал большевистские митинги в цирке «Модерн». Встречался с Троцким, был вхож к Луначарскому. Вообще на революцию и первые годы советской власти приходится взлет его карьеры. В 1918 году был одним из организаторов и первым председателем Первого профессионального трудового союза художников Петрограда. В голодном Петрограде помогал бедствовавшим деятелям искусства. В первые годы после революции распределял госзаказы на украшение города к коммунистическим праздникам...

Известно, что он был родом из-под Полтавы, первое художественное образование получил в Киевской рисовальной школе. В 1914-м окончил Академию художеств в Петербурге, в которой числился вольнослушателем с 1904 года. Однако из документов академии так и не понятно, получил он диплом или нет. Личное дело Шафрана состоит в основном из его бесконечных прошений то о деньгах, то об академическом отпуске для заработка, поправки здоровья и помощи пожилым родителям, то о сопроводительных бумагах для выезда на этюды.

Во время Первой мировой он уклонялся от призыва на военную службу, пошел на производство. Потом все-таки был мобилизован, но на фронт не попал, а служил в Трофейной комиссии, которая работала в Петропавловской крепости, собирая экспонаты для музея Великой войны.

Любопытно, что весной 1917 года художник отправил жену на лечение в Финляндию, а когда возвращался от нее, оказался в том же поезде, в котором в Петроград из эмиграции возвращался Ленин. Приятели потом шутили, что, мол, Шафран привез Ильича...

Судьба художника в 1920-х и 1930-х годах остается туманной. Известно, что ради заработка он вел кружок рисования в Доме отдыха кондукторских бригад на железнодорожной станции Сортировочная. Работ его известно очень мало. Имя Марка Шафрана мелькает в каталогах 1930-х годов, упоминаются созданные им портреты рабочих и колхозников.

В отделе эстампов Российской национальной библиотеки есть два плаката, сделанных с его акварелей. На одном изображен передовик Путиловского завода, на другом - Михаил Иванович Калинин на полевых работах. Обе работы - начала 1930-х годов. Оригиналы, скорее всего, вообще не сохранились, поскольку изначально были только рабочим материалом.

Марк Шафран умер от голода во время блокады - в конце 1941 года...

#Ленин #Шафран #портрет

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...