Главная городская газета

Неузнанный Ильич

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Неузнанный Ильич | Оригинал этого рисунка, сделанного Марком Шафраном 25 октября 1917 года в Смольном, в советское время находился в Москве в Центральном музее Ленина, а ныне - в Историческом музее.

Оригинал этого рисунка, сделанного Марком Шафраном 25 октября 1917 года в Смольном, в советское время находился в Москве в Центральном музее Ленина, а ныне - в Историческом музее.

Мы привыкли к классическому облику Ленина, запечатленному в кино советского времени. В воплощении, к примеру, актеров Бориса Щукина и Кирилла Лаврова. Однако на самом деле Ленин в революционные дни выглядел иначе: он был без бороды и в парике. Именно таким запечатлел его 25 октября 1917 года в Смольном художник Марк Шафран. Метаморфозы образа вождя попыталась проследить наша сегодняшняя собеседница - сотрудница государственного историко-мемориального музея «Смольный» Любовь ТЕРЕШЁНОК.

- Любовь Аркадьевна, известный факт: скрываясь от Временного правительства, Ленин вынужден был изменить внешность...

- Да, именно в таком виде, без бороды и в парике, он запечатлен на документе на имя сестрорецкого рабочего Константина Иванова. Таким он был во время пребывания в Разливе.

Но парик еще несколько раз упоминается в ряде воспоминаний, относящихся к началу октября 1917 года. Спустя почти десять лет, в январе 1927 года, Эйно Рахья, перевозивший Ленина из Выборга в Петроград, на страницах газеты «Ленинградская правда» рассказывал: «Выходя со мной, он надел фетровую шляпу. Под шляпой был густой парик с сединкой. Этот парик был в свое время взят на прокат тов. Шотманом в Петрограде в парикмахерской на Кирочной улице, за 5 рублей. Деньги за прокат и по сей день не заплачены, так как парикмахерская вскоре закрылась. В этом парике и в белой рубахе с черным галстуком, при золотых очках, он очень походил на финского пастора».

Потом верный телохранитель вождя еще возвращался к теме конспирации. В одной из статей он подробно описывал, как они с Владимиром Ильичем шли в Смольный вечером 25 октября с Сердобольской улицы. «Для безопасности решили все-таки замаскироваться. Насколько имелась возможность, переменили на нем одежду, перевязали зубы достаточно грязной повязкой, на голову напялили завалявшуюся кепку».

Кстати, уже когда Ленин жил в Смольном, Крупская вспоминала, что его мало кто из широкой революционной публики знал в лицо. «По вечерам мы часто... прогуливались вокруг Смольного, и никто его не узнавал, так как портреты его тогда отсутствовали», - отмечала Надежда Константиновна.

Писатель Джон Рид, наблюдавший Ильича непосредственно во время революции, в книге «Десять дней, которые потрясли мир» оставил такое его описание: «Невысокая коренастая фигура с большой лысой и выпуклой, крепко посаженной головой. Маленькие глаза, крупный нос, широкий благородный рот, массивный подбородок, бритый, но с уже проступавшей бородкой... Потертый костюм, несколько не по росту длинные брюки. Ничего, что напоминало бы кумира толпы... Необыкновенный народный вождь, вождь исключительно благодаря своему интеллекту...». Кстати, это единственное письменное упоминание о том, что во время революции вождь был бритым.

- Казалось бы, сюжет о сбритой Лениным бороде никогда не скрывался. Однако из художественного осмысления образа вождя революции эта деталь исчезла...

- И даже на известной работе современника событий художника Аркадия Рылова «Ленин в Разливе» вождь изображен в классическом образе - без парика и с бородой. Хотя исторически это было не так. Да и у самого известного представителя ленинианы Исаака Бродского на всех картинах, запечатлевших Ленина в Смольном, Владимир Ильич изображен с бородкой.

В самом Смольном, по воспоминаниям Рахьи, вскоре после прихода туда Ильича случился такой эпизод: «Во время разговора, из Актовой залы, где происходило заседание Совета, вошли в нашу комнату три человека - сливки меньшевиков, лидеры партии: Дан, Либер и, кажется, Гоц. Один из них (кто именно - не помню) из пальто, висевшего здесь, вынул сверток, приглашая прибывших с ним субъектов закусить, так как у него, по его заявлению, есть булка с маслом и колбаса с сыром. Ведя разговор между собой, они совершенно не обращали на нас внимания... Один из них поднял голову и тут только узнал Владимира Ильича, несмотря на повязку. Они страшно смутились, спешно собрали свою снедь и все трое, как настеганные, вышли в Актовую залу. Этот случай привел Владимира Ильича в веселое настроение, и он от души хохотал».

Упоминает о гриме Владимира Ильича и его соратник Владимир Бонч-Бруевич - в своих «Воспоминаниях о Ленине», изданных в Москве в 1969 году. По его словам, именно благодаря ему вождь в Смольном снял наконец-то парик. Однако этот замечательный сюжет почему-то совершенно не нашел отражения в советском искусстве...

В результате сегодня нам известно только два изображения Ленина без бороды, и оба принадлежат художнику Марку Шафрану.

- Личность не очень знаменитая. Что о нем известно?

- Он был близок к большевикам. Весной 1917 года организовывал большевистские митинги в цирке «Модерн». Встречался с Троцким, был вхож к Луначарскому. Вообще на революцию и первые годы советской власти приходится взлет его карьеры. В 1918 году был одним из организаторов и первым председателем Первого профессионального трудового союза художников Петрограда. В голодном Петрограде помогал бедствовавшим деятелям искусства. В первые годы после революции распределял госзаказы на украшение города к коммунистическим праздникам...

Известно, что он был родом из-под Полтавы, первое художественное образование получил в Киевской рисовальной школе. В 1914-м окончил Академию художеств в Петербурге, в которой числился вольнослушателем с 1904 года. Однако из документов академии так и не понятно, получил он диплом или нет. Личное дело Шафрана состоит в основном из его бесконечных прошений то о деньгах, то об академическом отпуске для заработка, поправки здоровья и помощи пожилым родителям, то о сопроводительных бумагах для выезда на этюды.

Во время Первой мировой он уклонялся от призыва на военную службу, пошел на производство. Потом все-таки был мобилизован, но на фронт не попал, а служил в Трофейной комиссии, которая работала в Петропавловской крепости, собирая экспонаты для музея Великой войны.

Любопытно, что весной 1917 года художник отправил жену на лечение в Финляндию, а когда возвращался от нее, оказался в том же поезде, в котором в Петроград из эмиграции возвращался Ленин. Приятели потом шутили, что, мол, Шафран привез Ильича...

Судьба художника в 1920-х и 1930-х годах остается туманной. Известно, что ради заработка он вел кружок рисования в Доме отдыха кондукторских бригад на железнодорожной станции Сортировочная. Работ его известно очень мало. Имя Марка Шафрана мелькает в каталогах 1930-х годов, упоминаются созданные им портреты рабочих и колхозников.

В отделе эстампов Российской национальной библиотеки есть два плаката, сделанных с его акварелей. На одном изображен передовик Путиловского завода, на другом - Михаил Иванович Калинин на полевых работах. Обе работы - начала 1930-х годов. Оригиналы, скорее всего, вообще не сохранились, поскольку изначально были только рабочим материалом.

Марк Шафран умер от голода во время блокады - в конце 1941 года...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook