В Музее-усадьбе Державина работает выставка «Ценные бумаги — свидетели прошедшей эпохи»

Она приурочена к предстоящему 225‑летию со дня рождения Пушкина. Впервые Всероссийский музей А. С. Пушкина показывает документы конца XVIII — начала ХХ века из рукописно-документального фонда, а также редкие портреты.

В Музее-усадьбе Державина работает выставка «Ценные бумаги — свидетели прошедшей эпохи» | Карл Шрейнцер. Неизвестная. 1851. Акварель./Репродукция. ФОТО автора

Карл Шрейнцер. Неизвестная. 1851. Акварель./Репродукция. ФОТО автора

По словам Ирины Андреевой, куратора выставки, документальный фонд музея обычно дополняет произведения живописи, графики, прикладного искусства. Идея сделать документы главным предметом показа появилась давно. Подобные проекты в архивах и библиотеках вызывают интерес у публики. Теперь удалось реализовать эту идею и представить хотя бы небольшую часть разнообразного документального фонда Всероссийского музея А. С. Пушкина. Он сложился из приобретенного у наследников владельцев документов и частных коллекционеров.

«Мы решили построить выставку на основе «ценных бумаг», которые у каждого человека свои. Для кого‑то — жалованная грамота на дворянство, для кого‑то — патент на чин, для кого‑то — отпускная на волю», — поясняет Андреева.

Самый древний экспонат выставки относится к 1788 году, это грамота, данная петербургскому купцу Герасиму Нащокину о занесении его в «Санкт-Петербургскую городовую обывательскую книгу». Тем самым документально подтверждался социальный статус обладателя. Грамота на дворянство медику Василию Шольцу написана на пергаменте, имеет личную подпись Николая I и скреплена печатью, которая находится в специальном позолоченном футляре на шнуре с кистями.

«Отпускная на волю дворовой девке Наталье Никитиной, данная секунд-майором Степаном Алексеевым» наверняка была для этой Натальи самой ценной бумагой в жизни. Зритель почувствует это, увидев рядом купчую на продажу дворового человека, имя которого даже не названо.

Диплом почетного члена Петербургского вольного общества любителей российской словесности выполнен литографским способом и оформлен в духе классицизма с античными богами, музами и амурами. Он был выдан в 1819 году Сергею Глинке, писателю, одному из предшественников славянофильства.

Отдельный раздел посвящен царским письмам. В одном Александр II упрекает свою юную племянницу Веру Константиновну за капризы: «…помни, что ты член нашего семейства и должна (это слово подчеркнуто) быть достойным и милым его членом». Как ни странно, написано по‑русски, чаще Романовы вели корреспонденцию на иностранных языках.

Тема знания языков появляется в документе от 1949 года. Екатерина Сахарова-Данзас, потомок Константина Данзаса, лицейского друга Пушкина, пишет своему начальству — директору Чимкентского технологического института, что она не скрывала своего дворянского происхождения при приеме на работу как опытного преподавателя иностранных языков. Это письмо было вызвано публикацией в местной газете под бойким заголовком «Вылазки космополитов в вузах Чимкента».

Жуковская_Пр.jpg

Неизвестный художник. Елизавета Жуковская. 1840‑е годы. Карандаш./Репродукция. ФОТО автора


Расставшись с документом советской эпохи, посетители выставки увидят разные виды подорожных. У Пушкина в «Станционном смотрителе» говорится о фельдъегере, который бросает на стол свою подорожную и требует немедленно свежих лошадей. Здесь представлены документы разного времени, начиная от подорожной помещицы Надежды Вульф, соседки Пушкина, на проезд по Псковской губернии во время карантина. Здесь же прообраз «загранпаспорта» отставного коллежского секретаря Александра Ефремова со всеми необходимыми штампами.

Финальные залы посвящены письмам пушкинского круга, предков и родственников поэта. Здесь автографы Карамзина, Жуковского, Баратынского, документы, связанные с семьями Ганнибалов и Гончаровых. «Ценные бумаги» дополнены редко экспонируемыми портретами Василия Жуковского и его жены Елизаветы, Петра Вяземского, Павла Нащокина. А также мемориальными предметами — настольными часами философа Петра Чаадаева и двумя миниатюрными подстаканниками, происходящими из семьи Ганнибалов.

Выставка открыта по 20 января. В декабре-январе состоятся экскурсии, их расписание можно узнать на сайте Всероссийского музея А. С. Пушкина.


#выставка #история #портреты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7559) от 06.12.2023 под заголовком «Вольная от секунд-майора».


Комментарии