Стальной поэт: продолжаем знакомить читателей с фондами Всероссийского музея А. С. Пушкина

Сегодня рассказываем о гравировальных досках с портретами поэта.

Стальной поэт: продолжаем знакомить читателей с фондами Всероссийского музея А. С. Пушкина | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Александра Пукова, хранитель фондов печатной графики и гравировальных досок, объясняет, что досок в музее всего 18 — деревянные, медные и стальные, созданные с середины XIX века по середину XX. Имена художников хорошо знакомы любителям печатной графики: от Николая Уткина до Владимира Фаворского и Алексея Кравченко. Наш персонаж сегодня — художник и гравер Уткин (1780 – 1863), лично знавший поэта.

В 1827 году известный художник Орест Кипренский пишет портрет Пушкина по заказу Антона Дельвига, его близкого товарища с лицейских времен. Портрет понравился Пушкину, после скоропостижной смерти Дельвига он выкупил картину у вдовы друга. Известно, что портрет находился в квартире Пушкина на Мойке, 12.

В том же 1827 году Уткин по заказу Дельвига вырезал на медной доске портрет Пушкина по оригиналу Кипренского. Гравер несколько изменил композицию, выбрав погрудное изображение вместо поясного, убрал статуэтку музы, приглушил пестроту пледа на плече Пушкина. Оттис­ки с этой доски были приложены к дельвиговскому литературному альманаху «Северные цветы» на 1828 год. По мнению многих современников, этот портрет был больше похож на Пушкина, чем работа Кипренского: вернее передал живость, присущую лицу поэта. Гравюра понравилась самому поэ­ту: в 1828 году он опубликовал ее во втором издании поэмы «Руслан и Людмила», еще через год — в поэ­тическом альманахе «Под­снежник». После смерти Уткина медная доска по его завещанию поступила в Академию художеств, а потом была передана музею.

С медной доски можно было сделать незначительное количество оттисков, высококачественных — несколько десятков, их цена могла доходить до 25 рублей — месячное жалованье мелкого чиновника. В 1837 году Уткин попросил Пушкина позировать, для создания стальной доски, более удобной для печати. Поэт обычно отказывался позировать, но согласился исполнить желание старого знакомого. Их встреча состоялась в конце 1836‑го или в первые дни 1837 года. По свидетельству писателя Василия Толбина, биографа Уткина, поэт «как будто желал, чтобы его черты подольше сохранились сталью». За основу был взят все тот же портрет Кипренского. В 1838 году первый оттиск со стальной доски Уткин передал семье Пушкина. Портрет был помещен в посмертное издание «Сочинений А. С. Пушкина», выходившее в 1838 – 1841 годах.

Стальная доска долгое время находилась в коллекции Дмит­рия Ровинского, исследователя и собирателя русской печатной графики, автора капитальных изданий по гравюре, в том числе книги «Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения», вышедшей в 1884 году. По завещанию Ровинского доска с портретом Пушкина попала в Румянцевский музей в Москве, после революции 1917 года оказалась в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В 1938 году эта доска экспонировалась на Всесоюзной пушкинской выставке, о которой мы рассказывали в номере газеты от 14 марта. Значительная часть ее экспонатов стала основой нынешнего Всероссийского музея А. С. Пушкина.

И сегодня со стальной доски с портретом поэта можно было бы делать качественные оттиски, но строгие правила музейного хранения этого не позволяют.


#пушкин #память #портрет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 56 (7632) от 28.03.2024 под заголовком «Стальной поэт».


Комментарии