В Музее политической истории России открылась выставка «Увековечить образ»

Она посвящена столетию со дня смерти Ленина. Как отмечают ее создатели, нет никакого сомнения: ни одна известная фигура не занимает в российской политической иконографии XX века такого значительного места, как личность Владимира Ильича. Причем если поначалу изображение вождя сохраняло его реальные черты, то уже к концу 1920‑х годов акцент сместился в сторону символа, и с годами он становился все более тиражированным.

В Музее политической истории России открылась выставка «Увековечить образ» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Автором одного из самых ранних изображений Ленина, хранящихся в фондах музея, был его соратник по петербургскому Союзу борьбы за освобождение рабочего класса Пантелеймон Лепешинский. Он запечатлел вождя в самом конце XIX века во время ссылки в Енисейскую губернию. У ссыльных революционеров была традиция собираться вместе в Минусинске, на одной из таких встреч и был сделан простой и наивный рисунок. Экспонатом Музея революции он стал в 1933 году…

Натан Альтман в 1920 году выполнял специальный заказ Госиздата — создать портрет Ленина. Каждый день на протяжении полутора месяцев он находился в кремлевском кабинете вождя и делал зарисовки. Однако ухватить образ было очень сложно. Когда Ленин работал с бумагами, то низко склонялся над столом, и его лица почти не было видно. Во время разговоров по телефону откидывался на спинку стула и запрокидывал голову, так что художнику был виден только его подбородок. Более-менее удобными моментами для зарисовок стали беседы Ленина с посетителями. Один из эскизов Альтман в 1920 году подарил Музею революции…

Уже через полгода после смерти вождя, в середине 1924 года, на вольное отношение к образу Ленина было наложено жесткое табу: декретом ЦИК запрещалось монументальное его изображение без специального на то разрешения, и лишь немногие скульпторы были удостоены такой высокой чести.

На выставке можно проследить трансформацию изображения исторической фигуры Ленина — от реального человека до сконструированного образа. Ярким примером может служить история с памятником у Финляндского вокзала. Предложенных проектов было достаточно много, некоторые из них своей композицией напоминали воздвигавшиеся еще совсем недавно памятники царям в окружении государственных мужей или военачальников.

Комиссия конкурса отдельно отметила весьма экспрессивную работу Матвея Манизера: на ней Ленин был изображен выступающим с броневика, который как будто вскарабкивался на горную каменистую кручу. Композиция постамента чем‑то даже напоминала знаменитый «Медный всадник».

Однако в итоге жюри отвергло все работы, отметив, что они не отображают реалистично ни фигуру Ленина, ни броневик. Принятый в результате проект архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха, которые привлекли к работе скульптора Сергея Евсеева, был гораздо более сдержанным и лаконичным. Таковым мы видим его и сегодня.


#музей #Ленин #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7586) от 22.01.2024 под заголовком «Броневик на горной круче».


Комментарии