Империя без барьеров: почему не осуществилась мечта Александра Македонского?

Александр Македонский, великий полководец Античности, — фигура очень далекая и, казалось бы, совершенно чуждая России. Тем не менее в русской истории и культуре «отмеченная» многократно. Примечательный факт: императрица Екатерина II настояла на том, чтобы ее внук, будущий император, был назван Александром именно в честь Александра Македонского… Кто‑то еще со школьной скамьи помнит шутливый вопрос о том, как звали коня полководца, а у кого‑то на памяти фраза из гоголевского «Ревизора»: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»… По мнению нашего собеседника, специалиста по Античности, кандидата исторических наук, доцента Санкт-Петербургского госуниверситета Максима ХОЛОДА, последняя реплика лишний раз свидетельствует, какой пиетет перед личностью легендарного завоевателя, создавшего великую империю, испытывал даже школьный учитель в провинциальном городке.

Империя без барьеров: почему не осуществилась мечта Александра Македонского? | Таким сохранила образ Александра Македонского древнеримская мозаика в Помпеях./Репродукция. ФОТО автора

Таким сохранила образ Александра Македонского древнеримская мозаика в Помпеях./Репродукция. ФОТО автора

— Максим Михайлович, а вот античный философ Сенека назвал Александра несчастным человеком, которого гнали в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость…

— Да, такое высказывание известно. Только, замечу, обвинения Александра в тирании прозвучали в более поздние, гуманистические, времена. В давние эпохи успешный завоеватель был героем без всяких оговорок. То, что его действия несли бедствия народам, в расчет не принималось, это был удел всех завоевателей.

Более того, для некоторых императоров Рима Александр являлся настоящей «иконой», безусловным образцом для подражания. Молодой царь, так много совершивший за свою короткую жизнь (когда он умер, ему было всего тридцать два года!), не проигравший ни одного сражения, менее чем за десять лет завоевавший такую территорию, которую ни до, ни после него не покорил практически никто…

Впечатляло и его личное мужество. Вы только представьте себе, как в битве при Арбелах он пробивается через ряды персидских воинов, весь в пыли, крови, с обезумевшим взглядом, чтобы сразиться в единоборстве с царем Дарием III. Потому что в представлении Александра именно так должен был поступать царь-воин. А не спасаться бегством, как его противник!..

Весь античный мир знал его в том числе и потому, что Александр в буквальном смысле открыл для греков новые страны — земли, о которых они никогда не слышали.

Конечно, меня тоже поражает масштаб его завоеваний. И ведь эта война, если приводить биб­лейское сравнение, была подобна битве Давида с Голиафом. Тот, конечно, был уверен, что победит юного Давида, потому что он во много раз сильнее. В данном случае Голиаф — Персидская держава, а Давид — это Александр со своей армией и маленьким государством.

Сегодня основная часть бывшего Македонского царства входит в состав Греции. А самую отдаленную, северо-западную, его часть занимает одна из бывших республик Югославии — Северная Македония — со столицей в городе Скопье. И еще одно важное уточнение: следует различать современных македонцев (славян) и древних македонян (именно так их называют историки, чтобы не путать), которые не имеют никакого отношения к славянам. До сих пор ученые не дали четкого ответа на вопрос, были ли древние македоняне греческим племенем или же это был отдельный народ, родственный грекам.

Кстати, если в России нашего героя принято называть Македонским, то в других странах он фигурирует почти исключительно как Александр Великий. Дело в том, что в западноевропейскую культуру его образ проник преиму­щественно через труды античных писателей, в которых он именовался именно так. На Руси же история Александра стала известна через византийские и восточнославянские хроники, в которых его чаще звали по месту рождения — Македонским. Правда, в дореволюционных научных работах его тоже называли исключительно «Великим», а после революции те же ученые перешли на «Македонского». Видимо, на это были определенные причины. Сейчас же у нас равноправно используются два определения.

— Простите, а что ему в родном отечестве‑то не сиделось?

— Войну с Персией начал в 336 году до нашей эры его отец Филипп II. Александр просто спус­тя два года ее продолжил. Персы — традиционные враги греков. С точки зрения правителей Македонии, завоевать «недружественное», говоря современными словами, государство и присоединить ее к своему царству — дело правильное. Нормальная для того времени экспансия.

Филипп II воспитывал сына как своего преемника, дал ему блестящее образование, с ним занимался сам Аристотель. Александр был, разумеется, в совершенстве обучен военному делу, но вряд ли, будучи подростком, задумывался о покорении мира. Это уже потом, постфактум, историки сочинили легенды, основанные на том, что самой судьбой ему было предначертано покорять страны и народы. Дескать, когда Александр сумел подчинить себе строптивого коня Буцефала (или Букефала), отец сказал ему: «Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!»…

Все походы Александра были направлены на восток. Почему не на запад? Да по той простой причине, что на западе тогда еще толком нечего было завоевывать. Весь цивилизованный мир в ту пору находился — если не считать территорий, населенных греками, — в Азии и северо-восточной Африке (я имею в виду Египет), то есть к востоку и югу от Греции. К северу и западу от нее жили народы, находившиеся на более низкой ступени развития, и особого смысла покорять их не было.

Кстати, спустя много столетий Наполеон, боготворивший Александра Македонского, так объяснил свой поход в Египет: «Европа — всего лишь кротовая нора. Вся великая репутация пришла из Азии»…

В армию Александра входили не только македоняне, но и фракийцы, находившиеся в зависимости от македонских царей, а также греческие наемники и союзники. Ему очень повезло, что от отца досталось такое бое­способное войско. Основой его служила македонская пехота, формировавшаяся на долгосрочной основе из крестьян и пастухов. Государство не жалело денег на их обучение и тренировку. Так что, говоря современным языком, это были настоящие «универсальные солдаты».

В бою ударной силой македонского войска была фаланга. Это построение тяжеловооруженных пехотинцев шеренгами, плечом к плечу. Бойцы были снабжены копьями — более длинными, чем у обычных греческих воинов, что усиливало ударную мощь.

Смысл фаланги — продавливать, как бульдозером, ряды противника. И вражеские войска действительно не выдерживали этого натиска. Фаланге не страшна была даже атака боевых слонов, как это случилось в битве на реке Гидасп (сейчас она называется Джелам и протекает на территории Индии и Пакистана). Фаланга размыкалась, пропуская слонов, и смыкалась за ними…

— То есть действовала как единый организм?

— Да, именно так… Наряду с пехотой большое значение в новой македонской армии придавалось коннице, прежде всего отрядам тяжеловооруженных всадников. Они были способны тесно взаимодействовать с фалангой на поле боя, при необходимости выполнять самостоятельные боевые задачи. Еще одно новшест­во — активное использование разного рода военных орудий — метательных и осадных, которые позволяли брать штурмом даже хорошо укрепленные города.

Большое внимание Александр уделял мотивации своих воинов, всячески поощрял отличившихся в боях. Сам разделял с ними все тяготы походов, участвовал в битвах, всегда был в гуще событий, тем самым демонстрируя своим бойцам личное мужество и отвагу.

Между прочим, именно ему принадлежит легендарное выражение «разрубить Гордиев узел», которое вошло во все языки. История такова: в 333 году до нашей эры, когда Александр во время похода был в столице Великой Фригии, в Малой Азии, ему показали повозку, принадлежавшую когда‑то царю Гордию. С ней было связано предсказание — мол, тот, кто развяжет узел на ярме повозки, станет владыкой Азии. По одной легенде, Александр просто вытащил колышек, на котором держался весь узел. Но это выглядит не так впечатляюще. По другой, более красивой версии, он выхватил меч и разрубил этот узел…

Солдаты буквально боготворили своего непобедимого вождя. Однако всему бывает предел. Когда войска Александра достигли реки Гифасис (современный Биас в северной Индии) — последнего из пяти крупных притоков Инда, то отказались идти дальше. Почему? Они элементарно устали. Только представьте себе: солдаты прошли от Македонии до современных Пакистана и Индии. И это вовсе не было увеселительной прогулкой. Кроме того, индусы ожесточенно сопротивлялись, а сражения происходили в период муссонных дождей.

Даже военачальники отказались идти дальше. Это не было мятежом, это было просто проявлением усталости. Полководец Кен сказал единственную фразу: «Домой!». Александр надеялся, что солдаты одумаются, а их предводители явятся с повинной, но этого не произошло. И ему ничего не оставалось, как смириться с такой дан­ностью…

— Он никогда не уступал, но тут ему пришлось это сделать?

— Причем, повторю, это не было следствием мятежа или заговора. Если бы дело обстояло так, Александр казнил бы направо и налево. Он ведь был скор на расправу, жестоко подавляя не только фактические, но и кажущиеся заговоры. Упрекать его, опираясь на современные представления, сложно, ведь нужно иметь в виду: заговоры в истории царского македонского рода случались довольно часто. От них погибли некоторые цари, включая отца нашего героя — Филиппа II: он был убит на свадьбе своей дочери, родной сестры Александра.

Поэтому, как только речь заходила о заговоре и возможной причастности к нему того или иного полководца, Александр расправлялся с ним самым решительным образом, и никакие воинские заслуги в расчет не брались. Он казнил верных и преданных ему людей зачастую только за то, что они не держали язык за зубами.

Так, весьма печальной оказалась судьба двух человек — Филоты, который в войске возглавлял тяжелую конницу, и его отца Пармениона, второго после Александра человека в армии. Филоту обвинили в заговоре, подвергли пыткам и казнили. А его отца, откровенно говоря, просто зарезали, опасаясь, что он поднимет бунт.

В Самарканде подобная же судьба постигла Клита Черного, который был братом молочной матери Александра и спас ему жизнь в битве при Гранике. На пиру между ними произошла словесная перепалка, все были сильно пьяны, в итоге Александр выхватил копье и проткнул им своего «оппонента». Да, он потом очень сильно сожалел о содеянном, но было уже поздно…

Одно можно сказать достаточно уверенно: его собственная смерть не была результатом заговора. Он скончался 10 июня 323 года до н. э. в Вавилоне, который стал столицей его державы, как раз в самый разгар подготовки к новому походу, на этот раз в Аравию. Дата его смерти установлена точно — благодаря одной из найденных вавилонских астрономических табличек, в которой зафиксирован факт его смерти. Повторю, ему было всего тридцать два года.

Античные историки Плутарх и Арриан оставили описание его последних дней. Они явно опирались на царский журнал — дневник, который вели при дворе македонских царей, в том числе и Александра. Отчего он умер — загадка, которую никто и никогда не разгадает. Существует огромное количество разного рода спекуляций на тему того, кто был заинтересован в его смерти, но мне все это представляется не достойным особого внимания. На мой взгляд, он естественным образом умер от болезни.

— После его смерти империя начала разваливаться практически сразу же. Почему?

— Полководцы, сразу после смерти Александра получившие в управление части его империи (они назывались сатрапиями), начали враждовать между собой. Их конфликты называют войнами диадохов (в переводе с греческого — «преемников»). А затем наступила эпоха эпигонов (в переводе с греческого — «тех, кто родился после») — потомков диадохов.

Парадокс: держава Александра Македонского, добытая большой кровью, просуществовала совсем недолго и бесславно канула в Лету. Тем не менее память по себе она оставила. Причем весьма разную. У многих народов, которых коснулись походы Александра, например, у персов, — негативную. Понятно почему: он разрушил могущественную Персидскую державу Ахеменидов. В частности, зороастрийцы осуждали его за то, что он якобы сжигал их священные книги.

Но была и иная традиция, которую можно проследить в целом ряде произведений на персидском языке. Сразу вспоминается Фирдоуси: в свой грандиозной поэме «Шахнаме» он изобразил Александра положительным героем, правда, представил его как сына персидского царя Дария — главного его противника.

Всевозможные фольклорные рассказы и даже песни о походах Александра сохранились в самых разных странах, по которым в свое время прошло его войско, — в Турции, Сирии, Ираке, Иране, а также на территории северо-западной части бывшей Персидской державы — в современных Узбекистане и Таджикистане.

Более того, в христианстве македонский царь приравнен к пророкам. Эта традиция пошла от древних евреев. Якобы Александру, когда он еще находился в Македонии, приснился первосвященник. И он же вышел навстречу ему, когда полководец со своим войском двигался через Иудею к Иерусалиму, желая его уничтожить. Вспомнив свой сон, Александр бросился перед ним на колени, не тронул город и впоследствии оказывал всячес­кие протекции иудеям… Таким образом оставил о себе добрую память, а впоследствии через иуда­изм его фигура перешла в христианство и далее в ислам.

И все‑таки он остался в веках не только потому, что был успешным воином и завоевателем. Лично меня привлекает, что он на многие столетия и даже тысячелетия опередил свое время, когда попытался вести политику «слияния народов». Именно таким, «меганациональным», он видел будущее своей империи. Он попытался сделать так, чтобы не было разницы между победителями и побежденными, то есть между греками и персами (а в широком смысле — всеми покоренными восточными народами). Он стремится к тому, чтобы создать один общий народ, смешав население.

— Идея революционная для своего времени?

— Конечно, поскольку в греческой общественной мысли того времени господствовал шовинизм, как бы мы сказали сегодня, — идея о превосходстве греков над всеми остальными народами. Недаром Аристотель будто бы советовал Александру относиться к персам, как к растениям и животным.

Александр же поступил совершенно иначе. Он считал, что держать под своей властью огромную территорию исключительно силой оружия невозможно. В том числе и потому, что греков и македонян элементарно было гораздо меньше, нежели коренных жителей. И ему нужно было найти опору. Уже с самого начала восточного похода, но особенно после битвы при Арбелах, он начал привлекать персидскую элиту к управлению государством. Назначал персов на различные посты, перенимал обычаи и традиции персидского двора.

Пожалуй, самым ярким событием в этом смысле была свадьба в Сузах в 324 году до н. э., когда по приказу Александра десять тысяч македонян вступили в один день в брак с десятью тысячами персиянок и других восточных женщин. Это была грандиозная свадьба, полностью профинансированная Александром. Зачем это было нужно? Чтобы дети, рожденные в таких семьях, не делились на греков и персов. Чтобы появился единый народ, условно говоря, «греко-азиатский». Чтобы не было между людьми национального деления и выяснений, кто из них лучше, достойнее.

Жителями новых городов, которые Александр основывал на захваченных землях и называл, как правило, Александриями, становились не только воины-ветераны его армии, но и местные жители.

Да, разумеется, необходимость получить более широкую опору в завоеванных странах была, но Александр действительно верил в возможность создания единого «мега-народа». Он считал, что в его огромной империи не должно быть этнических и национальных барьеров.

— Наверняка кто‑то увидит в этом аналогию то ли с Российской империей, то ли даже с Советским Союзом…

— Ну это параллели слишком сильные, но точно можно сказать одно: Александр был противником государства, построенного по признаку доминирования в нем одной национальности. На обширных территориях его империи получили распространение греческий язык и культура, происходил процесс ее синтеза с восточными традициями. Результатом стало появление новой по качеству эллинистической цивилизации, которой мир до этого не знал. Она просуществовала почти триста лет, и следы ее сохраняются до сих пор. Если бы не было походов Александра Великого — не произошло бы ничего подобного…

И, кстати, вот парадокс. Как многие великие люди, Александр остался непонятым своими современниками. Македоняне как раз были весьма недовольны политикой слияния народов. Они не могли понять, почему их царь приближает к себе побежденных, почему покоренные «варвары» тоже участвуют в управлении государством. Македонянам казалось, что их оттесняют от власти. Этим, кстати, возмущался Филота, казненный Александром, и Клит Черный, проткнутый копьем на пиру.

Преемники Александра от политики слияния народов отказались, и это тоже стало одним из факторов быстрого распада некогда гигантской империи…


#Македонский #портрет #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7559) от 06.12.2023 под заголовком «Империя без барьеров».


Комментарии