Последние три года существенно изменили лицо типичного гостя Северной столицы

Теперь вместо любознательных дам бальзаковского и серебряного возраста в наш город все чаще приезжают молодые финансово состоятельные люди и легкие на подъем семьи с детьми, интересы которых простираются далеко за пределы туристической «классики».

Последние три года существенно изменили лицо типичного гостя Северной столицы | ФОТО Сергея Ермохина/ТАСС

ФОТО Сергея Ермохина/ТАСС

Если говорить о статистике, то после обусловленного пандемией провала 2020 года Петербург быстро восстанавливает былой поток туристов. Ведь в 2023‑м показатель 9,4 млн гостей оказался в полтора раза выше уровня 2021 года и на 16 % больше, чем в 2022‑м. Да и с точки зрения финансов туристы становятся для городской экономики все более значимыми: по итогам минувшего года, они принесли в казну Северной столицы 482,7 млрд рублей, что на 32 % больше, чем годом ранее.

Рост петербургского туризма подтверждают и самые разные независимые источники. Например, анализ обезличенной базы больших данных одного из крупных операторов мобильной связи показал, что в прошлом году каждая двадцатая поездка внутри России пришлась на Петербург и Ленинградскую область, а этот единый с точки зрения операторов связи макрорегион неизменно входит в тройку самых популярных направлений внутреннего туризма. И какое исследование ни возьми — результат примерно тот же. При этом аналитики отмечают: портрет приезжающего в Петербург гостя сейчас сильно отличается от того, что был зафиксирован еще три года назад.

Судите сами. Если оценивать лицо типичного петербургского туриста с точки зрения национальности, то сейчас оно практически полностью характеризуется российскими чертами. Если в 2019‑м чуть ли не половина гостей нашего города (47,2 %) были иностранцами, теперь таковых только 6,1 %. Да, это почти в полтора раза больше, чем в 2022‑м. Но согласитесь: слишком мало для того, чтобы существенно влиять на общий портрет туриста. Не говоря уже о том, что в этой картине проявляется все больше восточных черт.

Кроме того, серьезно изменилось и лицо приезжего россиянина. Особенно это заметно по той роли, которую играют жители Московского региона. В 2021 году, к примеру, они стали в Петербурге настоящими звездами туризма и не оставили шансов на конкуренцию никому — в то время почти четверо из десяти наших гостей были жителями Москвы или Подмосковья. Сейчас их роль тоже существенна (в общем потоке российских туристов они занимают 22,5 и 6,1 %, соответственно), но все же стала куда менее заметной. Кто их постепенно замещает? Псковичи, увеличившие свою «посещаемость» Петербурга в прошлом году в полтора раза и добившиеся того, что каждый двадцатый гость города — из этого региона. Жители Краснодарского края, Карелии, Мурманской, Нижегородской и Тверской областей, каждый из которых «поставил» в Северную столицу не менее 3 % туристов.

Портрет туриста в Петербурге, нарисованный с помощью «Турбарометра», характеризуется и множеством других существенных штрихов. Например, если раньше к нам приезжали больше возрастных гостей (особенно это касалось туристов из‑за границы), теперь картина принципиально иная. Так, среди иностранцев почти девять из десяти человек — молодые активные люди в возрасте от 18 до 44 лет. Да и среди россиян таких же явное большинство — две трети. Причем в гости к нам все чаще приезжают люди с деньгами: по данным «Турбаро­метра», в прошлом году каждый четвертый турист располагал доходом от 80 тыс. рублей в месяц и более, что позволяет ему совершать в Петербург несколько визитов за год. Кроме того, существенно выросла доля прибывающих семьями (таких у нас больше 53 %), а также организующих поездку на берега Невы самостоятельно (86,5 %). «Если раньше в город часто приезжали большие, до 50 человек, группы, сейчас это либо индивидуалы, либо группы малой численности, — отмечают специалисты. — Семья, дружеская компания, несколько коллег или одноклассников численностью от 4 человек — теперь это уже группа, с которой чаще всего и приходится работать».

Что в целом значат для нас, горожан, перемены в портрете приезжающего в Петербург туриста? Что в город прибывают молодые, активные, любознательные и охочие до новых впечатлений люди, готовые за свое путешествие платить. А это рост доходов в питерскую казну, появление новых рабочих мест и увеличение зарплаты тех, кто гостей обслуживает.

Чем больше будет платежеспособных туристов — тем лучше и для Северной столицы, и для ее жителей. Только вот исключительно туристической «классикой», как бы она ни была у нас хороша, таких гостей уже не привлечешь.

На самом деле в этом направлении мы двигаемся уже не первый год, активно предлагая им посещение объектов «Новой туристской географии», которых уже несколько десятков. Аквапарки и парки развлечений. Океанариум и общественные пространства. Масса необычных музеев (кукол, оптики и пр.). И множество других объектов интереса, которые помогают получать не только новые знания, но и яркие, необычные впечатления. Если добавить, что «новому» туристу в Петербурге предлагают и целые новые направления отдыха, неудивительно, что более 86 % гостей города уезжают из него довольными. И обещают вернуться снова.

Например, в Северной столице оказались очень востребованы туристами экскурсии на промышленные предприятия. Причем спросом пользуются не только туры на производства, занятые изготовлением продуктов и потребительских товаров, но и на крупные промышленные предприятия города самой разной специализации. В Петербурге имеется уже более 120 туристических продуктов с маршрутами промышленного туризма, а в 2024‑м к ним добавят свои новинки еще 16 организаций, которые принимают участие во всероссийской акселерационной программе «Открытая промышленность».

И если москвичей такими предложениями вряд ли можно удивить, то все чаще прибывающих к нам в гости псковичей или жителей Карелии — вполне вероятно.


#портрет #туристы #изменения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 27 (7603) от 14.02.2024 под заголовком «Обновленный портрет туриста».


Комментарии