Моряк и художник: жизнь и творчество «портретиста» кораблей В.В. Игнациуса
Если тех, кто интересуется историей флота, попросить назвать самых ярких художников-маринистов XIX века, то мы, без сомнения, услышим фамилии Айвазовского, Боголюбова, Беггрова, Алексеева… Но если попросить уточнить, чьи «портреты» кораблей в XIX веке были наиболее близки к оригиналу, то ответ будет, скорее всего, один: Игнациус. Но многие ли слышали об этом художнике?
«Варяг» идет в бой». Открытка, изданная в 1904 году Общиной св. Евгении по рисунку В. В. Игнациуса./ФОТО из коллекции научно-справочной библиотеки РГАВМФ. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Василий Васильевич Игнациус родился в 1854 году в Петербурге. Его отец, будучи майором столичной полиции, определил сына в Морское училище. По окончании учебы юноша был произведен в гардемарины. Служба его начиналась отлично: он попал в заграничное плавание на винтовой фрегат «Светлана», которым командовал великий князь Алексей Александрович, 30 августа 1876 года получил первый офицерский чин мичмана.
Еще в годы обучения в Морском училище на рисунки Игнациуса обратил внимание один из преподавателей, лейтенант В. В. Вахтин. По его просьбе для первого издания «Краткого морского словаря для любителей морского дела», вышедшего в 1874 году, Игнациус нарисовал схемы рангоута и такелажа парусного судна. Позднее, возможно, с подачи того же Вахтина, он начал создавать большую серию рисунков для курса такелажных работ.
Изучив проект атласа такелажных работ, капитан 1‑го ранга В. Н. Брылкин в своем заключении в декабре 1883 года указал: «Рисунки лейтенанта Игнациус так хорошо и правильно изложены, что по ним, положительно, без всякого указателя и даже без объяснений можно работать»…
Зимой 1883/84 годов Игнациус вольнослушателем посещал рисовальные классы Императорской академии художеств. Как‑то он познакомился с приехавшим из Парижа в Петербург художником-маринистом А. П. Боголюбовым, который назвал его работы «удовлетворительными для некоторого начала». Более того, Боголюбов согласился учить Игнациуса, если начальство командирует того в Париж «для завершения образования по живописи».
Игнациусу удалось добиться командировки на год. Однако складывается впечатление, что ему не удалось завоевать расположения Боголюбова: тот в своих воспоминаниях не упомянул об ученике, да и в рисунке Василий Васильевич сохранил свою собственную манеру. И от тематики своей отступать не хотел. Корабли на якоре, на ходу, под парусами. В штиль, на волнении, в шторм…
Годом его триумфа стал 1892‑й: на средства великого князя Александра Михайловича был издан альбом «Русский флот», состоявший из 56 цветных литографий с рисунков лейтенанта Игнациуса. Это были «портреты» кораблей русского флота, в тот момент находившихся в строю или в достройке (как, например, броненосец «Двенадцать апостолов»). На оборотах листов содержались краткие справочные данные о каждом корабле на русском и французском языках. Уже на следующий год альбом был издан второй раз.
Гравюры продавались и по отдельности, их нередко использовали при издании открыток, для иллюстрирования журналов и книг. Что же стало причиной такой популярности? Наверное, несколько факторов — широкое распространение, цвет, достаточно высокая точность. И еще: техника того времени практически не позволяла фотографировать корабли в море, особенно когда оно не было спокойным. А профессиональный моряк-художник мог реалистично передать скользящие по гребням волн уходящие в прошлое парусно-паровые суда.
В 1901 году Игнациус получил чин капитана 1‑го ранга и был назначен командиром строившегося эскадренного броненосца «Князь Суворов». Он вступил в строй в 1904 году, когда на Дальнем Востоке уже вовсю полыхала Русско-японская война, и стал флагманским кораблем формировавшейся 2‑й эскадры Тихого океана, которая под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского совершила переход на Дальний Восток.
Капитан 1‑го ранга Василий Васильевич Игнациус. Фрагмент групповой фотографии офицеров эскадренного броненосца «Князь Суворов». Фото 1904 года./ФОТО из коллекции РГАВМФ. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Капитан 2‑го ранга В. И. Семенов в своих воспоминаниях отмечал: Игнациус считал, что эскадра идет на верную гибель. Он говорил: «Как погибать? Перевернувшись или нет, от снарядов, от мины, от ядовитых газов, от задушения, от потопления — это от Бога и от начальства! А мы свое дело сделаем! Безусловно, вся сила огня на «Суворове»!..».
И действительно, в ходе Цусимского сражения, произошедшего в мае 1905 года, японские корабли обрушили на флагманский броненосец «Князь Суворов» шквал огня. Игнациус был дважды ранен. После перевязки он, по свидетельству того же Семенова, находился в жилой палубе. Когда начался пожар, он, не слушая докторов, бросился по трапу: «За мной, молодцы! На пожар! На пожар! Только бы одолеть пожар!»… «Шальной снаряд ударил по люку, и, когда дым рассеялся, ни трапа, ни командира, ни окружающих его людей — никого не было…»
Так ли все было на самом деле, точно неизвестно, но можно твердо сказать, что командир выполнил долг до конца и погиб еще до того, как израненный броненосец погрузился в воды Цусимского пролива.
Читайте также:
Заговор стихии. Наводнение, случившееся в сентябре 1924 года, стало для города знаковым
«За Горный Дубняк, 12 октября 1877 года». Великая победа Измайловского полка в сражении
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7763) от 04.10.2024 под заголовком «Моряк и художник».
Комментарии