В Петербурге прошел Фестиваль ледоколов

Три богатыря застыли на Неве у набережной Лейтенанта Шмидта. Точнее, два могучих судна, «Владивосток» и «Капитан Сорокин», между которыми встал их собрат поменьше, портовый трудяга «Капитан Зарубин». Пришвартовались там и замерли после завершения зимней навигации, когда им вновь довелось сражаться со льдом в Финском заливе. Вот они‑то и были представлены в нынешнем году на традиционном Фестивале ледоколов, который открыл в Петербурге (уже в десятый раз) летний туристический сезон. Ледокольный праздник длился нынче больше обычного, три дня — до 1 мая. И все это время петербуржцы и гости города могли не просто полюбоваться этими красавцами, но и побывать на борту каждого из них.

В Петербурге прошел Фестиваль ледоколов | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

С утра моросил, временами усиливаясь, холодный злой дождь. А ветер дул с такой силой, будто пытался скинуть всех прямо в Неву. Но, несмотря на скверную — даже для нынешней питерской весны — погоду, утром в минувшую субботу к открытию мероприятия на набережную стали стекаться любители ледоколов.

Да ладно бы только мужчины, которым положено интересоваться такими судами. Но нет, туда направлялись в дождевиках или с зонтами в руках и молодые мамы с детьми разного возраста, и пожилые люди. Шли, не обращая внимания на ветер и дождь, чтобы первыми взойти на палубу одного из ледокольных «пришельцев».

Организаторы сделали так, чтобы упорядочить экскурсии и избежать толкотни. Но, когда увидели, что билеты разлетелись моментально (по 10 тысяч на день), решили открыть доступ и тем, кто не успел ими обзавестись. При этом за металлическую сетку, которая протянулась вдоль набережной, отгородив «праздничное» пространство, желающих пускали через рамочные металлодетекторы небольшими группами. И только после тщательной проверки.

Вообще ледокольное торжество проходило на сей раз при соблюдении строжайших мер безопаснос­ти. Но кроме правоохранителей там было немало волонтеров в белых кепках из общественной организации «Молодежь Петербурга». А управляться с экскурсионными группами (где‑то до 20 человек) помогали им курсанты Морской академии Макаровки.

А интерес к ледоколам в Петербурге, судя по всему, не иссякает. Тем более что Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Рос­морпорт», которому они принадлежат, старается всякий раз порадовать гостей подобного морского торжества чем‑то новым.

В нынешнем году, когда эта компания отмечает свое 20‑летие, а наш город — тоже круглую дату, но на три столетия больше, такой изюминкой стал новый для петербуржцев линейный четырехпалубный ледокол «Владивосток».

Это не просто самое молодое из фестивальной троицы судно, которому всего‑то восемь лет. Но и единственный среди них ледокол полностью отечественной постройки. К тому же до недавнего времени это был самый мощный дизель-электрический ледокол (пока не появилось судно «Виктор Черномырдин») из тех, что обслуживают замерзающие морские порты России, обеспечивая там круглогодичную навигацию.

Он несколько меньше (длиной 119,4 метра) собрата-портовика «Капитана Сорокина», стоявшего недалеко от него на Неве. Но не уступает ему по своим возможностям, а в чем‑то превосходит его. Оттого, что проект 21900 М, по которому его построили выборгские корабелы, был модернизирован с учетом опыта эксплуатации судов этой большой линейки.

«Владивостокский» капитан Виктор Гречанюк упомянул об этой детали, когда автор этих строк поднялся к нему в рубку на невероятную, казалось, высоту. Учебное парусное судно «Юный Балтиец», стоявшее рядом на якоре, выглядело оттуда как детская игрушка. А купола находящейся напротив Успенской церкви были почти вровень с надстройкой судна…

Одна из его особенностей — универсальность, поведал капитан. Сопровождать к порту морской транспорт и вести буксировку — самое малое из того, что ему по силам. Такой ледокол может действовать так же, как пожарно-спасательное судно, и обеспечивать работу морских буровых платформ (там имеется вертолетная площадка). Или перевозить грузы — до 34 20‑футовых контейнеров, переставляя их «мускулис­тым» 26‑тонным краном.

Молодой 41‑летний капитан возглавил экипаж судна четыре года назад — до этого работал на танкерах и ледоколах «Росморпорта» в разных должностях. Для кого‑то ледокольная проводка — сплошная маета и нервотрепка, а ему она доставляет некоторое удовольствие.

«Бывает, провести к месту судно за одну вахту непросто, — делится он. — Можно сослаться на обстоятельства и не выбиваться из сил. Но мне это не по душе. Зато когда сделаешь, что от тебя зависит, радуешься, как математик, решивший сложное уравнение».

А на Балтике ледовая ситуация может быстро меняться из‑за сильного ветра, сгоняющего лед в сторону порта или в противоположном направлении. И вообще в силу разных факторов она малопредсказуема. Так что легких зимних навигаций там не бывает, а короткие — да, случаются.

В минувшем сезоне она длилась для «Владивостока» пару месяцев (да и зима выдалась мягкая), закончившись 14 апреля. За это время он совершил 249 проводок в портах «Усть-Луга», «Высоцк», «Приморск» и Большой порт «Санкт-Петербург». А также отбуксировал к причалу с десяток некрупных судов со слабой энергетической установкой, которым сложно идти за ледоколом в расчищаемом им водном канале…

Готовясь к празднику, мореходы покрасили отдельные детали судна, перемыли его палубы, словом, навели красоту. Встречать фестивальных гостей, конечно, почетно и приятно, говорит Максим Иванов, второй помощник капитана. Особенно потому, что многие члены экипажа — петербуржцы.

Но сидеть без дела все эти три дня морякам не пришлось. Дизель-генератор ведь не переставал молотить, вырабатывая электричество. И каждые четыре часа судовые доки заступали на вахту, чтобы, не полагаясь на автоматику, следить за состоянием всех судовых механизмов.

#судно #корабли #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (7407) от 02.05.2023 под заголовком «Пятерка за сложное уравнение».


Комментарии