«Лучший театр в нашей столице». Как было построено здание БДТ
История Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова хорошо изучена искусствоведами. Однако рискну утверждать, что о той роли, которую в появлении этого здания сыграл графский род Апраксиных, мало кому известно. Когда в феврале прошлого года БДТ отмечал свое столетие, о том, что представления здесь начались с 1879 года, то есть на сорок лет раньше отмеченного юбилея, почему-то не вспомнили...
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
История уходит во времена Анны Иоанновны: в 1739 году она за усердную службу подарила участок на берегу реки Фонтанки генерал-поручику графу Федору Андреевичу Апраксину. Его сын Матфей Федорович начал сдавать землю под купеческие лавки – с тех пор эта территория и получила название Апраксин двор.
Участок со временем переходил по наследству внутри рода Апраксиных. В 1825 году очередной владелец, граф Степан Федорович Апраксин, запутавшись в долгах, подготовил купчую на продажу большой части Апраксина двора за два миллиона рублей графу Дмитрию Николаевичу Шереметеву. В купчей были перечислены лавки и торговые места и описана часть территории Апраксина двора, подлежащая продаже. Однако на часть продаваемых объектов был наложен запрет: сумма исков по ним превышала два миллиона рублей.
Сделка не состоялась. Степан Федорович скончался в 1862 году, и Апраксин двор перешел по наследству его детям и внучке. Вскоре после этого, 25 мая 1862 года, случился страшный пожар: Апраксин двор и соседний Щукин сгорели. Убытки насчитывали десятки миллионов. Ответственность за дальнейшую судьбу участка пришлось взять на себя единственному мужчине среди наследников – Антону Степановичу Апраксину. В этой трудной ситуации он дал обет после восстановления рынка построить церковь.
Оформив раздельные акты с другими наследниками, Антон Степанович оказался владельцем почти всей территории Апраксина двора. Это дало возможность исполнить данный им обет. На берегу Фонтанки был построен храм во имя Воскресения Христова, освященный 24 июня 1894 года. Автором проекта стал архитектор Людвиг Францевич Фонтана.
Церковь, имевшая статус домовой, была приписана к Спасо-Сенновскому храму. Рядом с ней Антон Апраксин возвел здание для благотворительных учреждений. В нем разместились богадельня для вдов и ремесленная школа для сирот нижних чинов Кавалергардского полка, которым Антон Степанович командовал. Ни церковь, ни школа не сохранились. В 1960-х годах они были снесены, а на их месте появился Дом прессы (наб. р. Фонтанки, 59).
Что же касается здания театра на Фонтанке, то уже упомянутый зодчий Людвиг Фонтана возвел его в 1870-е годы на собственные средства на арендованном им у графа Апраксина участке. В процессе строительства театра оказалось, что участок по диагонали пересекает засыпанная когда-то речка. Из-за этого пришлось сильно углублять фундамент, что привело к удорожанию проекта. Тем не менее здание Фонтана построил, но с устройством представлений у него дела не заладились, и в конце концов он уступил театр в собственность владельцу участка графу Апраксину.
По повелению императора Александра III от 30 августа 1879 года помещение было арендовано дирекцией императорских театров, и заведение получило наименование «Императорский Малый театр». Однако своей труппы оно не имело, и здание использовалось в качестве Малой сцены Александринки. В 1895 году новым арендатором стало Литературно-художественное общество, главными соучредителями которого являлись издатель Алексей Суворин, Петр Гнедич и князь Павел Оболенский. В просторечии театр называли Суворинским.
19 августа 1901 года случилась беда: театр Апраксиных сгорел. Вдова Антона Степановича Апраксина, Мария Дмитриевна, подала прошение, в котором сообщала о своем желании разобрать сгоревшее здание, а затем и способствовать его «возобновлению».
Заново отстроенный Малый театр был освящен 15 октября 1902 года. Газета «Петербургский листок» сообщала: «Графиня М. Д. Апраксина не пожалела средств на отделку театра, и он, без сомнения, может оказаться лучшим в нашей столице по удобствам для публики и безопасности в пожарном отношении».
После ноября 1917 года графиня Мария Дмитриевна вместе с сыном и невесткой эмигрировали, а здание театра Апраксиных было экспроприировано.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (6721) от 17.07.2020 под заголовком ««Лучший театр в нашей столице»».
Комментарии