Тяжелый труд в годы войны: как «торфяницы» добывали сырьё для городских электростанций

На фотографии середины 1920‑х годов — рязанские крестьянки на торфоразработках в Синявине. Автор снимка — краевед и этнограф Александр Беликов, который в ту пору создал настоящую летопись Ленинградской области. Его уникальная фотоколлекция хранится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Тяжелый труд в годы войны: как «торфяницы» добывали сырьё для городских электростанций | Торфушки, изображенные на фотографиях Александра Беликова, принарядились для съемок, надев лучшие наряды и повязав самые красивые платочки…/ФОТО из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Торфушки, изображенные на фотографиях Александра Беликова, принарядились для съемок, надев лучшие наряды и повязав самые красивые платочки…/ФОТО из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

На торфоразработках, которых в окрестностях Ленинграда было немало, трудились главным образом те, кто завербовался на сезонную работу с апреля по сентябрь. Рабочие приезжали из самых разных областей страны. Женщин на торфоразработках в официальных документах записывали как «торфяницы», а в обычной жизни называли «торфушками». Одни считают, что это звучало ласково, другие — пренебрежительно. Вторые ближе к истине, поскольку можно найти немало достаточно скабрезных частушек того времени, в которых упоминались торфушки.

Территория Синявинских болот была крупнейшим местом по добыче торфа. А начались эти работы в 1914 году, когда около села Синявино была создана артель из австро-венгерских военнопленных Первой мировой войны. Они заготавливали резной торф, а готовую продукцию отправляли на ситценабивную фабрику в Шлиссельбург.

После ленинского декрета 1918 года об использовании местного торфа его добыча стала делом государственным. «В торфе наше спасенье. Вот быстрейшая и вернейшая база восстановления промышленности. Выход из топливного кризиса», — писал вождь мирового пролетариата в 1920 году своему соратнику Глебу Кржижановскому. Эти слова прозвучали как раз тогда, когда фабрики Советской России простаивали из‑за отсутствия топлива — прежде всего угля.

В 1920 году было создано торфопредприятие «Синявино», ставшее важнейшей топливной базой для ленинградских тепловых электростанций. Позже именно вблизи синявинских торфоразработок построили 8‑ю ГЭС (государственная электрическая станция), которая главным образом работала на торфе. Чтобы осваивать торфяные залежи и обеспечить рабочих жильем, организовали номерные рабочие поселки. Все они были связаны между собой, со станциями Синявино и Невдубстрой и Шлиссельбургом узкоколейной железной дорогой.

Центральным был Рабочий поселок № 5. В нем располагались контора торфопредприятия, ремонтный завод, транспортное депо, школа, ФЗУ, дом культуры, больница, стадион, а также единственный в СССР опытный завод по изготовлению торфяных машин Всесоюзного института механизации торфа (ВИМТ).

Работа на торфоразработках была тяжелой, многое делалось вручную. Когда разлитое на полях торфяное месиво подсыхало, формовочные тракторы разрезали его на куски, а торфушки укладывали их сначала «змейкой» (для дальнейшей просушки), потом «поленницей» и в штабеля. Затем все грузили в вагончики узкоколейки.

Работницам приходилось стоять весь день в торфяной жиже, поэтому они были всегда грязными и жаловались на больные ноги, из‑за чего даже летом ходили в шерстяных носках. Недаром тогда бытовало выражение «выглядеть как торфушки». И это был вовсе не комплимент, а выражение сочувствия и печали.

Во время войны торфяные залежи оказались внутри блокадного кольца и стали одним из факторов выживаемости Ленинграда. Торф стал стратегическим сырьем, основными местами его заготовки были Всеволожский и Парголовский районы. В этот период торфушки совершали настоящий подвиг, добывая сырье для городских электростанций.

Что же касается синявинских торфяных разработок, то во время Великой Отечественной войны их территория стала ареной ожесточенных сражений. Именно здесь советские войска несколько раз пытались прорвать блокадное кольцо, и им это удалось в ходе операции «Искра» в январе 1943 года. После чего посреди торфяных полей долгое время шли ожесточенные бои.

Молчаливым памятником тому времени служат руины завода по изготовлению торфяных машин ВИМТ, которые можно увидеть и в наши дни вблизи дороги, идущей от трассы «Кола» на Синявинские высоты.

Читайте также:

Возмездие без срока давности: даже если нацистских карателей нет в живых, суд должен дать оценку их преступлениям

Книги как жертвы. Какой урон культурному наследию СССР нанесли нацисты в годы войны?


#история #торф #Великая Отечественная война #подвиг

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (7893) от 21.04.2025 под заголовком «Частушка про торфушку».


Комментарии