Вид из окна мастерской: архитектурные и исторические детали в пейзаже Николая Дубовского

Художник Николай Дубовской запечатлел на этой картине вид из окон своей мастерской: то место, где Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) ближе всего подходит к Сенной площади. Не хватает привычного Сенного моста, и это понятно: полотно написано в 1905 году, а первую деревянную переправу построили здесь только в 1931‑м. Спустя двадцать лет ее заменили металлической.

Вид из окна мастерской: архитектурные и исторические детали в пейзаже Николая Дубовского | Такой вид из окна художник писал дважды: первый раз в 1903 году, во время знаменитого наводнения, когда дом еще был укрыт строительными лесами. Через два года они были практически сняты./Из коллекции Государственного Русского музея. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Такой вид из окна художник писал дважды: первый раз в 1903 году, во время знаменитого наводнения, когда дом еще был укрыт строительными лесами. Через два года они были практически сняты./Из коллекции Государственного Русского музея. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Здание, изображенное в левой части картины, было одним из самых больших жилых домов Петербурга того времени: оно заняло обширное пространство вдоль набережной, между Демидовым переулком (ныне пер. Гривцова) и проездом, который и ныне остается безымянным.

Поскольку владелицей земли числилась фрейлина императрицы Марии Федоровны Надежда Безобразова (жена генерала от кавалерии), в конкурсе на лучший проект приняли участие видные столичные архитекторы, в том числе Алексей Бубырь, Лев Ильин, Дмитрий Крыжановский, Сергей Гингер. Примечательно, что к участию допускались только специалисты, постоянно проживающие в России.

Задача была не из простых: вписать постройку в треугольник, один из углов которого (со стороны Сенной площади) должен был оставаться пустым: он принадлежал другому владельцу. Этим‑то и объясняется необычная форма здания: оно похоже на утюг, но на полотне запечатлена только его задняя часть.

Главной целью заказчики видели получение максимальной доходности, поэтому авторы проектов не стесняли себя никакими условиями, включая размеры сметы. Важно было лишь соблюсти требования по строительной части. Например, парадные лестницы и ванны не требовались, но лестничные марши должны были быть широкими, а площадки — просторными и светлыми.

Учитывалась и близость к Сенному рынку: в первом этаже на площади предстояло разместить трактиры и магазины со складами для товара. Фасады следовало сделать изящными, но простыми, без «излишеств» вроде гипсовых украшений.

Всего на конкурс было подано десять проектов. Каждый из них имел свой девиз, причем некоторые звучали довольно неожиданно («В искусстве нет истины», «Колос в круге») и даже загадочно («Якорь», «О. Д.» или «Две зеленые черты»). Причина этого была довольно проста: чтобы соблюсти равенство участников архитектурного конкурса, в те годы использовали маску (читай — девиз), которая скрывала имя автора до оглашения победителя. И даже после этого призер имел право остаться анонимным. Девизом могло быть все что угодно: слово, фраза или изображение. Такая практика имела место до середины XX века, пока девизы не заменил набор цифр.

По итогам состязания победил проект Ильина и Бубыря под названием «Треугольник». Их планировочное решение было взято за основу, а вот фасады впо­следствии были значительно упрощены: их переделку выполнил один из судей конкурса Юлий Бенуа.

Чуть дальше, за этим зданием, видны корпуса Сенного рынка — огромные железные павильоны со стеклянными крышами, возведенные в 1883 году по проекту архитектора Иеронима Китнера на месте прежних разномастных лавок. Вдалеке, за домами на Сенной площади, можно различить знаменитые «ноги спящего слона» — трубы одной из старейших городских электростанций, построенной в 1898 году. Такое прозвище они получили в XX веке, поскольку чем‑то напоминали ноги животного.

Автор пейзажа — Николай Никанорович Дубовской был академиком Императорской академии художеств, преподавателем и профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища. Это полотно свидетельствует, что ему была не чужда живописная манера, близкая французским импрессионистам.

Читайте также:

В миру была Надеждой. Как сложилась судьба монахини Олимпиады с картины Бориса Кустодиева

Как он лепил Ленина: история скульптуры и эскизов художника Натана Альтмана


#история #архитектура #Сенная площадь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (7892) от 18.04.2025 под заголовком «Вид из окна на «ноги слона»».


Комментарии