Как он лепил Ленина: история скульптуры и эскизов художника Натана Альтмана
Сделанных художниками прижизненных изображений Ленина известно немного. Вождь специально позировал им всего несколько раз в жизни, поскольку не считал это занятие важным. Среди немногих счастливчиков — знаменитый художник и скульптор Натан Альтман. В 1920 году он выполнил карандашные зарисовки Ленина, работая над его скульптурным портретом.

Вождь мировой революции на одном из рисунков Натана Альтмана, сделанных в 1920 году./Из книги «Рисунки Натана Альтмана» (1921 г.). РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Уговорить Ленина, чтобы тот уделил внимание художнику, смог нарком просвещения А. В. Луначарский. Вождь поставил только одно условие: он продолжает работать в кабинете, а не застывает неподвижно. У председателя Совета народных комиссаров просто не было свободного времени на сеансы для художника.
Натан Альтман в своих воспоминаниях «Как я лепил Ленина» рассказывал, что в назначенное время он прибыл в кабинет Владимира Ильича, принес глину, станок, инструменты и сразу же приступил к лепке. В кабинете установилась молчаливая рабочая обстановка: каждый занимался своим делом. Ленин вначале не обращал на него внимания, но во время второго сеанса сказал, что у скульптуры нос не похож. Художник уверил вождя, что сходство появится потом, потому что работа только началась.
И тут Ленина ждало неприятное открытие: творческий процесс в его кабинете продлится долго. Когда с ним договаривались, то уверяли, что речь идет о двух-трех сеансах. Владимир Ильич был недоволен: он понял, что его ввели в заблуждение, однако не стал возражать против продолжения работы. Позднее, возвращаясь к этому эпизоду, он называл его «охотничьими рассказами Луначарского», намекая на то, что Анатолий Васильевич, как бывалый охотник, был склонен несколько приврать.

Скульптор находился в рабочем кабинете в Кремле в течение нескольких недель. Лишь несколько раз, и то довольно редко, когда шли секретные переговоры, его просили выйти из кабинета.
Работа продвигалась медленно. Альтман видел Ленина за чтением, написанием писем, разговорами по телефону. Работая, Владимир Ильич часто насвистывал. Один раз смеялся над письмом, доставал его несколько раз и опять смеялся. Однако беда была в том, что часто Ленин сидел, низко склонившись над бумагами, при этом его лица было не видно. «Если бы Вы мне позировали, то это было бы быстрее», — говорил скульптор, но Ленин возражал, ссылаясь, что это будет неестественно.
Один раз Альтман собрал в кабинете фотографии Ленина, разложил их по кабинету для работы. На следующий день он увидел, что все снимки собраны Владимиром Ильичом вместе, а одно редкое фото, по признанию вождя, он отдал члену ЦК партии Карлу Радеку: тот попросил на память…
Работа с глиной оставляла в кабинете грязные следы. Это было неудобно, и, понимая это, Альтман однажды спросил: «Я Вам изрядно надоел, Владимир Ильич?». «Работайте тем же темпом сколько надо, я не буду Вам мешать», — ответил вождь.
Когда Альтмана вызвали в Петроград для выполнения срочного заказа по украшению города, работу пришлось прервать. Однако время не было потрачено напрасно: с глиняной скульптуры позже была снята гипсовая форма. Она послужила основой для создания в 1920 году бронзового бюста Ленина, который находился впоследствии в фондах Ленинградского филиала Центрального музея Ленина (ныне государственный музей «Смольный»).
Что же касается карандашных набросков, сделанных художником, то в них Ленин предстает в непривычном, «неприглаженном» виде. Рисунки не понравились Крупской. «Это не Володя», — сказала Надежда Константиновна. Тем не менее в начале 1920‑х годов эти рисунки были выпущены отдельной книгой, а также появились на чашках агитационного фарфора, которые выпускал Государственный фарфоровый завод (теперь ЛФЗ).
Читайте также:
Обменялись монументами в знак дружбы: история памятника Эрнсту Тельману в Пушкине
Вырвавшийся из Цусимы: знаменитая битва глазами вахтенного офицера
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (7892) от 18.04.2025 под заголовком «Как он лепил Ленина».
Комментарии