Площадь на Васильевском. Проект административного центра острова «утонул» в бесконечных конкурсах

Генеральный план Ленинграда 1948 года, работа над которым началась еще в середине 1942‑го, во время блокады, включал в себя целый комплекс предложений по развитию отдельных территорий. Одно из них касалось создания нового административного центра Васильевского острова.

Площадь на Васильевском. Проект административного центра острова «утонул» в бесконечных конкурсах | Эскизный проект фасада здания Василеостровского райсовета со стороны Большого проспекта, представленный на закрытый конкурс 1948 года. Авторы — А. А. Грушке, Е. А. Левинсон, И. И. Фомин. Справа видно здание аптеки Пеля./Из коллекции ЦГАЛИ СПб/РЕПРОДУКЦИЯ

Эскизный проект фасада здания Василеостровского райсовета со стороны Большого проспекта, представленный на закрытый конкурс 1948 года. Авторы — А. А. Грушке, Е. А. Левинсон, И. И. Фомин. Справа видно здание аптеки Пеля./Из коллекции ЦГАЛИ СПб/РЕПРОДУКЦИЯ

В частности, у съезда с моста Лейтенанта Шмидта (ныне Благовещенского) предполагалось создать большое открытое пространство. Его планировали устроить на участке, ограниченном 4 – 5‑й и 6 – 7‑й линиями, Большим проспектом и набережной.

Первый вариант решения этого вопроса был разработан в 1943 – 1944 годах в мастерской № 2 треста «Ленпроект»: он предполагал снос имеющихся на данном участке зданий и расширение Волжского переулка для организации движения транспорта с моста к Большому проспекту.

Авторы второго варианта проекта, предложенного в 1945 – 1946 годах, отказались от столь радикальных изменений городской среды и предложили пожертвовать лишь одним домом. В рамках этого варианта было намечено место для будущего здания районного совета, однако до его проектирования дело не дошло.

В третьем варианте проекта, подготовленном в 1946 – 1947 годах, предполагалось пропустить будущую магистраль, идущую от моста, прямо через здание райсовета, оформив ее большой аркой шириной 24 мет­ра. Для этого требовалось снести значительную часть Анд­реевского рынка на Большом проспекте, оставив только те корпуса, которые можно было бы включить в новое здание райсовета.

Когда место главного административного здания Васильевского острова было определено, был объявлен закрытый конкурс между архитекторами из мастерских № 1 и № 2 треста «Ленпроект», однако он ничем не завершился. По мнению главного архитектора Ленинградского филиала «Гипрогора» Владимира Витмана, «конкурентами задача решалась несколько шиворот-навыворот», поскольку были предложены «сомнительные варианты» градостроительного решения. Например, один из домов должны были снести исключительно «из соображений оздоровительного характера, потому что по существу он не мешал планировке».

В связи с этим было принято решение устроить еще один закрытый конкурс, дополнительно пригласив к участию в нем архитекторов из мастерской № 5 треста «Ленпроект», которую возглавляли архитекторы Евгений Левинсон и Игорь Фомин. В итоге на общественное обсуждение проектов здания Василеостровского райсовета, которое состоялось 17 ноября 1948 года в Ленинградском отделении Союза советских архитекторов, были представлены проекты трех авторских коллективов из мас­терских № 1, 2 и 5 «Ленпроекта».

Из стенографического отчета этого заседания, сохранившегося в ­Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), становится понятно, что ни один из проектов не решил полностью поставленную задачу по созданию нового административного центра на острове.

Проект мастерской № 1, созданный под руководством архитектора Модеста Шепилевского, несмотря на четкую ориентацию на традиции петербургского классицизма, был признан чрезмерным практически во всем. Как отметил архитектор Абрам Лапиров, «несчастный Смольный бледнеет перед этим портиком, Академия наук бледнеет перед пышностью этого здания. Это царь-фронтон, царь-портик, которого хватит не на один райсовет, а на десять!».

Интересное сравнение вызвал проект мастерской № 2, созданный под руководством архитектора Бориса Серебровского. Здание напомнило обсуждавшим Горный институт, построенный архитектором Андреем Воронихиным в начале XIX века, с той лишь разницей, что авторы проекта здания райсовета, добиваясь «приподнятости», вознесли его на высокий стилобат. По словам архитектора Федора Олейника, «фронтоны и парапеты насели и задушили здание».

Про проект здания райсовета, предложенный мастерской № 5 (его авторы — Евгений Левинсон, Игорь Фомин и Андрей Грушке), архитектор Федор Олейник сказал, что это «безразличная сетка какого‑то делового учреждения, и только по некоторым атрибутам можно догадаться, что это общественное здание».

Ему вторил архитектор Яков Лукин: «Традиции Ленинграда не позволяют, чтобы мы строили хуже, чем наши предшественники. Нужно сделать еще один конкурс, еще два, если это понадобится, но нужно добиться такого положения, чтобы традиции ленинградской архитектуры и петербургской архитектуры звучали бы полноценно».

Итоги общественного обсуждения подвел опять‑таки архитектор Федор Олейник. Он резюмировал, что организация нового административного центра Васильевского острова путем конкурса — решение верное, однако следовало бы организовать открытый, а не закрытый конкурс с привлечением не только отдельных мастерских треста «Ленпроект», но и всех желающих из Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР. Однако этот конкурс, уже пятый по счету, не состоялся.

Читайте также:

Большая уборка. Как проводились общественные работы по очистке Петрограда от мусора

Воды не боится. В шляпных коробках носили не только головные уборы


#административный центр #история #Васильевский остров

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (7877) от 28.03.2025 под заголовком «Площадь на Васильевском».


Комментарии