Воды не боится. В шляпных коробках носили не только головные уборы
Этот магазинный разносчик, или, говоря современным языком, курьер-доставщик, попавший на фотографию начала ХХ века, — без всякого сомнения, настоящий виртуоз своего дела. Он явно не первый раз несет подобный груз: настолько элегантно и уверенно его держит. Нетрудно подсчитать: его ноша составляет не менее девяноста шляпных коробок, по десять штук в каждой «стопке».

Фотограф «подловил» персонажа на Исаакиевской площади. На пьедесталах Конногвардейского манежа нет статуй Диоскуров. Они были перенесены к казармам лейб-гвардии Конного полка в 1840 г.. Вернулись в 1954‑м./ФОТО из ЦГАКФФД СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
В Российской империи одним из первых поставщиков шляпных коробок для дамских и мужских шляп и цилиндров была фабрика механической обработки дерева «Лютерма», основанная в 1877 году ревельским предпринимателем Александром Лютером и его компаньоном — купцом Маркелом Макаровым. На шляпных коробках из фанеры, выпускавшихся на этой фабрике с 1885 года, стояло клеймо «Не боится воды».
Огромную стопу таких коробок и несет запечатленный фотографом разносчик. Вполне возможно, что они были только что получены из Ревеля, и теперь будущие вместилища для шляп доставляют в какие‑то торговые заведения…
Модные журналы, которых в ту пору было не перечесть, помещали рекламу дамских шляп различных фасонов и величины, рассчитанных на любой вкус. Так, в 1895 году рекомендовалась, например, такая повседневная шляпа для молодой барышни: «Маленький ток окружен изящной драпировкой из фиолетово-розового бархата. На левом боку туфы из роз рубинового и фиолетового цвета с красивой эгреткой из перьев райской птицы. Шляпа украшена большим бантом из гипюра».
В театр полагалось ездить в еще более нарядной шляпе: «Трубчатые поля образуют спереди большой бант, который проткнут стальным мотивом с эгреткой. Дно шляпы вышито серебряными блестками и синелью. Шляпа украшена крылышками, усеянными серебряными блестками».
Такие головные уборы изготавливали вручную, по особому заказу, стоили они недешево, их очень берегли. Первые коробки для хранения шляп появились еще в Средние века. Сначала их делали из ткани, натянутой на каркас из ивовых прутьев. Затем стали применять кожу и дерево. А в середине XIX века им на смену пришли легкие и удобные коробки из фанеры. Если модели были дорогими, то коробки изнутри отделывали шелком или бархатом, а на внутренней стенке даже укрепляли зеркальце. Коробки закрывались крышкой с витым шнурком посередине, который служил ручкой при их переноске.
Часто сами коробки, как и помещенные туда шляпы, являлись своего рода произведениями декоративного искусства. Их расписывали картинами с растительным орнаментом, пасторальными сценами, пастушкáми и пастушками. В среднем коробки делали высотой около 25 сантиметров, диаметром чуть более 30 сантиметров.
Любопытно, что шляпные коробки позже стали использовать не только для хранения шляп. Начало этому, по исторической легенде, положил один драматург, восхищавшийся популярной британской актрисой Стеллой Кэмпбелл. Он передал ей на сцену роскошный букет, уложенный в нарядную шляпную коробку. В приложенной записке драматург превозносил ее дарование…
Эта романтическая история стала достоянием гласности. С тех пор идею посылки цветов, подарков, конфет в шляпных коробках подхватили в обществе. В цветочных магазинах покупателям даже предлагали букеты в таких коробках.
До сих пор в некоторых квартирах петербуржцев на антресолях хранятся старые шляпные коробки, в которых в давно прошедшие времена хранили свои головные уборы их предки. Теперь в них сберегают памятные семейные фотографии, старые письма и открытки, театральные программки знаменитых премьер, сувениры, связанные с путешествиями. Такая коробка — своего рода хранительница памяти. А бывает, что старая коробка служит еще и в быту: в ней помещают клубки шерстяной пряжи, вязальные крючки и спицы, катушки, ножницы, пуговицы, швейные принадлежности…
Читайте также:
Бронзовая летопись. Что хранится в подземной части монумента Героическим защитникам Ленинграда?
С мамой на катке. Лёд в Таврическом саду стали заливать в 1950‑е годы
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7862) от 06.03.2025 под заголовком «Воды не боится».
Комментарии