Музкомедия в зоне обстрела. Как театр работал в годы блокады Ленинграда

В уже 90-летней истории театра музыкальной комедии есть страницы особенные, героические. Сегодня представить сложно, но театр действительно не опускал занавес все дни блокады - он работал для своего зрителя. Невольно задаешься вопросом: почему в таких нечеловеческих условиях востребованной оказалась именно оперетта?

Музкомедия в зоне обстрела. Как театр работал в годы блокады Ленинграда | На спектаклях театра в годы войны побывали 1 млн 300 тыс. зрителей. Труппа Музкомедии в те годы насчитывала 291 человека. 56 из них погибли от голода, 8 - на фронте. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

На спектаклях театра в годы войны побывали 1 млн 300 тыс. зрителей. Труппа Музкомедии в те годы насчитывала 291 человека. 56 из них погибли от голода, 8 - на фронте. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Букет из веточек ели

Народный артист республики Николай Янет, в годы войны еще и «играющий худрук» Театра музыкальной комедии, вспоминал рассказ одного из благодарных зрителей: «Стоял под Пулковом. Послали меня на два дня в Ленинград. В городе темно. Трамвайные инвалиды перекошенные стоят под снегом. Добрался до штаба. Холодно, лица усталые. Кончили деловой разговор, вдруг полковник говорит: «Сейчас 17 часов. Хотите в театр? Мне сегодня не попасть».

Я посмотрел на него - шутит, что ли? Безмолвный город, обледенелые трупы, а он предлагает в театр. Но полковник достал из кармана гимнастерки аккуратно сложенный билет. Я поблагодарил и пошел.

На площади у театра никого. Я опять задумался: что-то не так. Но все-таки зашел. В фойе тоже тихо. Закутанный человек проверил мой билет. Я вошел в зал и вижу: все залито светом. Зажжены все люстры. Шелковые плащи небрежно накинуты на декольтированные плечи актрис. Идет спектакль».

Как самую дорогую память артисты хранили зрительские записки, переданные с ветками елки и сосны вместо цветов. «Вы на меня не сердитесь, - это из послания знаменитой солистке Лидии Колесниковой, - что я пишу вам от всего морского сердца, и благодарен вам за ту радость, которую видел от вас. Вы - чудесная артистка и настоящая ленинградка. Играйте спокойно. Балтика вас не подведет».

Трогательные письма получала и другая звезда театра - Нина Пельцер. «Вчера я был в театре и видел вас. Пельцер танцует. Теперь я спокоен - Музкомедия работает - полный порядок. Не быть Ленинграду побежденным, об этом уж мы позаботимся».

Это к вопросу, нужны ли великосветские жуиры и блистательные Сильвы, Баядеры, Марицы фронтовой публике. Да, оперетта - это будоражащая бравурная музыка, романтическая влюбленность и мимолетный флирт, фраки и блестящие мундиры кавалеров, изысканные наряды дам. Это головокружительные каскады и сумасшедшие польки, вальсы. Обворожительная музыка Штрауса, Кальмана, Легара, Обера, Целлера, Стрельникова. Сказка для взрослых, которая позволяла хотя бы на время забыть о тяготах блокадного города. В театре каждый вечер поднимается занавес. Играются даже премьеры. Город живет!

Сценическая жизнь оперетты имела блокадную специфику. Объявлялась воздушная тревога, публику провожали в надежные театральные подвалы. А персонажи, не снимая фраков, забирались на крыши обезвреживать зажигательные бомбы. Санитарные звенья, состоявшие в основном из хористок и артисток балета, оказывали, если нужно, медпомощь. Звучал отбой воздушной тревоги - зрители возвращались на свои места, артисты - на сцену.

После антракта перед подъемом занавеса заведено было сообщать вести с фронтов, особенно радостные.

Графы и бароны - бойцы МПВО

27 января 1944 года шла оперетта Карла Целлера «Продавец птиц», блокадная премьера 1943 года.

В этот раз тревоги не объявлялось. Однако режиссер и парторг Г. Полячек прервал действие и вышел на авансцену. Он пригласил зрителей на площадь Островского посмотреть салют в честь окончательного разгрома врага под Ленинградом. «Последняя часть спектакля, - вспоминал позже Г. Полячек, - шла, скажем прямо, кое-как. Публика уже была не в состоянии воспринимать события на сцене: слишком волнующими были события в жизни. А артисты, которым надлежало изображать графов и баронов, никак не могли отрешиться от того, что и они в тяжелой борьбе выстояли, одержали победу».

В тяжелой борьбе... Да, в журнале дежурного помрежа фиксировались не только часы тревог и обстрелов. Были и такие записи: «После первого акта умер артист хора А. Абрамов... Вечная память».

В блокаду театр подготовил россыпь блистательных премьер. 25 ноября 1941-го - «Три мушкетера» Л. Варнея, раньше, 6 сентября, - «Марицу». Предвоенные заготовки, выпущенные в войну, но без всяких скидок на это время.

А утренники для детей, блокадные елки, когда к представлению полагался подарок - одна-две мандаринки и праздничный обед. Дежурные Снегурочки с тоской смотрели на себя в зеркало: истощенные, а то и опухшие от голода. Но всех ободрял Дед Мороз - артист Борис Таубе. Снегуркой чаще была Вава Щекотихина. Елку привозили с переднего края фронтовики. Флот помогал продуктами. Оркестр, чтобы согреться, бегал и плясал с детишками вокруг елки...

Представления прерывались воздушными тревогами и артобстрелами. Артисты, члены отрядов и звеньев МПВО, дополняли свои сценические костюмы пожарной каской и противогазом, который носили через плечо. Большинство бойцов, экономя силы, жили в фойе театра, в гримерных, приспособленных под общежития.

В ноябре 1941-го мощная бомба угодила в соседнее с театром здание. Обрушилось фойе - знаменитый грот с фонтаном, были повреждены репетиционные, реквизиторские помещения. Лопнувшие трубы залили нотную библиотеку, склады декораций. Треснула стена. Угроза нависла и над залом.

Труппу решили перевести в более надежные стены. 25 декабря 1941-го комическую оперу Д. Обера «Черное домино» играли под защитой россиевского ансамбля - в здании Александринки, Театре драмы имени А. С. Пушкина. Могучие стены этого театра действительно защищали от дальнобойной артиллерии. Снаряды оставляли на них лишь глубокие царапины.

Как оперетта вошла в мою жизнь

Мое театральное образование началось именно с оперетты, причем именно времен войны и блокады. Но разве способна детская память сохранять блокадные события взрослой культурной жизни? Как мог семи-восьмилетний мальчишка, автор этих строк, все это видеть, чувствовать, знать?

Конечно, многие эпизоды этой статьи навеяны мемуарами писателей, актеров, режиссеров... Ведь и книга Ю. Алянского «Театр в квадрате обстрела» не только о Музкомедии! Замечательный артист Анатолий Королькевич в воспоминаниях «А музы не молчали» рассказывал и о театре, и об эстрадно-театральных фронтовых бригадах...

Ну а где же личное? Было и личное. В большой коммуналке, где рос я в те годы у любимой тетки Тали, жила семья Петровых. Средний сын их, уже летами за двадцать, был мал ростом, почти лилипут. И, наверное, потому дружил со мной, мальчишкой. А работал он в Музкомедии осветителем. В его осветительской правой ложе и смотрел я много раз подряд все спектакли блокадных и первых послевоенных лет. Слушал разговоры за кулисами, знаком был со многими артистами.

Моя младшая сестренка с подружкой из той же соседней комнаты даже выходили на сцену в первом действии «Нищего студента» в потешном полицейском духовом оркестре. А тетка, став пенсионеркой, трудилась в этом театре уборщицей, вахтером, капельдинером. Так оперетта с блокадного детства и вошла в мою жизнь...

#блокада Ленинграда #театры Петербурга #Театр музыкальной комедии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (6538) от 03.10.2019 под заголовком «Музкомедия в зоне обстрела».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».