Иногда «хорошее лето» - это очень плохо. История ленинградских зим

Нынешний январь выдался достаточно суровым. Рекорд зимы 1941/42 гг., конечно, не побит. Правда, ученые уверены, что морозы в 1740-е стояли суровее, но научных подтверждений нет. Сейчас высота снежного покрова (по данным основной метеостанции на Петроградской) - 41 см. Это, конечно, намного выше нормы (норма - где-то 20 см), но, говорит главный синоптик Северо-Западного управления гидрометцентра Александр Колесов, все-таки не аномально. Температуры тоже несравнимые с первой блокадной зимой: среднесуточная за декабрь 1941-го - минус 12,5 градуса, за январь 1942-го - минус 18,6, февраль - минус 12,4... Это средняя. Было и минус 34.

Иногда «хорошее лето» - это очень плохо. История ленинградских зим | Весна 1942 года. Субботник по уборке снега в Ленинграде. ФОТО Давида ТРАХТЕНБЕРГА/Из архива редакции

Весна 1942 года. Субботник по уборке снега в Ленинграде. ФОТО Давида ТРАХТЕНБЕРГА/Из архива редакции

А если бы еще и наводнение?

Параллели ученые проводят, понятно, к 75-летию полного освобождения Ленинграда от блокады и попутно рассказывают не самые известные факты.

Например, что метеорологи почти спрогнозировали не то что погоду - начало войны. Погода границ не имеет, надо ориентироваться и на сводки с соседних территорий, а за несколько дней до начала войны из Прибалтики, Финляндии пошли искаженные сводки. «И было понятно: что-то не так», - рассказывает Александр Колесов.

И ученые начали работать по так называемой обрезанной карте, когда для прогноза погоды приходится многое «додумывать». Благо опыт был, в Первую мировую войну доводилось делать прогнозы, не опираясь на информацию от соседей.

В 1941-м еще весна была аномально холодная, дождливая, затяжная, погода начала улучшаться только 19 - 21 июня и «только с 22 июня 1941 года от Черного до Белого моря наступило лето», констатирует Колесов. И какое лето: теплое, сухое. Для захватчика - как по заказу.

- Или представьте себе, - продолжает Колесов. - Середина октября, бабье лето, великолепная погода...

И цитирует воспоминания одного ленинградца: дивные лунные ночи - и всю ночь в небе бомбовозы. «Мы теперь навеки возненавидели эти ночи». И как обрадовались первому осеннему пасмурному вечеру: впервые не было налета.

Кажется, все природные силы против города. Но вот ведь что: в Ленинграде, для которого наводнения - дело обычное (и добротная защита от них появилась совсем недавно), за время блокады было всего одно такое явление. И еще одно - уже после, в сентябре 1944-го. Оба не очень сильные. Писатель Вадим Шефнер вспоминал, как в октябре 1942-го вода пошла было вверх, «но потом природа одумалась». Нева из берегов не вышла. «А если бы вышла? При мысли об этом /.../ не по себе становится... Блокада и наводнение».

Шефнеру было с чем сравнить: ребенком застал страшное наводнение 1924 года, когда вода поднялась на 369 см выше ординара. Блокадная отметка была - 174 см.

Условно непроходимые болота

Гидрометслужба была включена в состав вооруженных сил с самого начала войны.

- Время от времени в Интернете появляются слухи о том, что маршрут по Дороге жизни был назначен наобум, - рассказывает и. о. директора Государственного гидрологического института Сергей Журавлев. - Это не так: с 1930-х под руководством профессора Ивана Молчанова институт проводил ежегодную комплексную экспедицию по Ладожскому озеру.

Созданная так называемая группа ледовых переправ исследовала несущую способность льда (зимой 1941/42 годов лед на Ладоге быстро встал, зимой 1942/43 гг. были частые оттепели и шторма, лед ломался). Организована сеть болотных станций, а в 1943-м выходит монография В. А. Урываева и Г. Р. Брегмана «Проходимость болот различными родами войск»: какие топи выдержат только пехоту, по каким и танки пройдут.

Сергей Журавлев приводит пример. Зима 1943-го, операция по прорыву блокады. Болота к югу от Ладоги и юго-востоку от Невы - более неудобную местность для перехода в наступление трудно представить: «фактически это торфяные поля, залитые водой, топи - ни проехать ни пройти». Но все учтено, от промерзлости болот до человеко-часов, нужных на постройку переправ. Быстро сооружены гати. Оборона немецких войск прорвана.

Еще пример - операция Красной армии «Багратион». Белоруссия, 1944 год. Немецкие генералы правильно трактуют заштрихованный фрагмент на карте: «непроходимые болота». Значит, с этой стороны советские войска наступать не смогут. В это время наши ученые дают военным инженерам расчеты, а те делают непроходимые болота проходимыми: танковый корпус преодолел 500-метровый участок, Бобруйская операция завершилась успехом. Это из воспоминаний дважды Героя Советского Союза генерала Батова.

...И о погоде на завтра

Справедливости ради: если не считать января 2010-го (когда высота снежного покрова была 43 см) и 2011-го (насыпало 50 см), то последние такие снежные январи были в 1942-м, 1956-м, 1966-м, 1982-м. Впрочем, максимума высота снежного покрова достигает позже, в конце февраля - начале марта: пока рекорд за полтора века наблюдений - 5 марта 2011 года, 73 см.

Вот эти сравнения (а было ли когда-нибудь холоднее, дождливее, теплее и т. д.) обычно делают метеорологи и нам по ТВ излагают. Сейчас, как говорит начальник Северо-Западного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Валерий Цепелев, любой может провести сравнения сам. Материалы Гидрометслужбы за 160 лет оцифрованы и находятся в Президентской библиотеке - можно найти на ее сайте. И убедиться, например, что температуры сейчас вполне себе нормальные «крещенские».

Прогноз на месяцы вперед у Валерия Цепелева можно не спрашивать: «Уровень неопределенности слишком высок. Не слушайте, когда вам дают уверенный прогноз на несколько месяцев вперед - это шарлатаны».

Упреки вроде «вы снег обещали, у меня в районе ничего не выпало» ученые парируют: прогнозы - по городу, не по районам. Но сейчас на финишной прямой мобильное приложение «Метеорадар», проект Северо-Западного управления по гидрометеорологии и Института проблем информатики и автоматизации РАН. По словам Валерия Цепелева, по приложению (должно появиться в феврале) можно будет посмотреть прогноз по осадкам уже и в своем районе, а то и на своей улице. В отличие от существующих приложений тут информация непосредственно из первых рук. Во всяком случае, говорит Цепелев, автомобилист уже сможет прикинуть, сколько времени ему с утра на расчистку машины понадобится.

#метеорология #погода #война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (6367) от 28.01.2019 под заголовком «Иногда «хорошее лето» - это очень плохо».


Комментарии