На разных краях спектра: какие силы сегодня против милитаризации в Европе

В странах Европы продолжается гонка вооружений, усиливаются военные приготовления. В ответ заявляют о себе и те, кто оспаривает логику милитаризации Старого Света. Кто они, эти силы в сегодняшнем ЕС?

На разных краях спектра: какие силы сегодня против милитаризации в Европе | ФОТО Alin Andersen on Unsplash

ФОТО Alin Andersen on Unsplash

Под знаменами антиатлантизма

Исторически вполне логично, что одной из сил, которые не принимают нынешнюю воинственную риторику европейских руководителей, являются радикальные левые круги. Вряд ли тут дело в том, что на протяжении долгого времени коммунистические и левосоциалистические партии Старого Света определенно ориентировались на внешнюю политику Моск­вы и тепло относились к СССР. Советский Союз все же распался более 30 лет назад, а отношение к внутренней и внешней политике постсоветской России у антикапиталистических левых в Западной Европе весьма критическое.

Другое дело, что после Второй мировой войны партии этой традиции последовательно и принципиально выступали против внешнеполитического равнения на Вашингтон, не приняли и не поддержали создание натовского блока, всегда скептически относились к развитию военного измерения европейской интеграции. После завершения холодной войны коммунистические, радикально-социалистические и левопопулистские партии в европейских странах выступали с идеями самороспуска НАТО, нераспространения этого пакта на восточноевропейские государства, выдвигали предложения о формировании в современной Европе системы коллективной безопасности, учитывающей и интересы России.

Критикуя и Москву, и Вашингтон, европейские радикальные левые одновременно упрекают и ЕС за то, что его лидеры практически ничего не сделали для предотвращения российско-украинского конфликта. Как отмечает руководство Партии европейских левых, «необходимо работать во имя Европы, мира и солидарности» и сделать все для того, чтобы именно дипломатия в конечном итоге возобладала.

Некоторые коммунистические партии (в Южной Европе, в частности) даже организуют конкретные акции и пикеты, чтобы не допустить поставки оружия из своих стран на Украину. Тем более радикальные левые против самой возможности посылки европейских военнослужащих на поле боя. Как справедливо отмечает основатель движения «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон, «это сделало бы нас воюющей стороной. Но нет вопроса о том, чтобы идти на войну».

Отметим также, что если основная часть европейской социал-демократии по‑прежнему твердо настроена на военную поддержку Украины, то в рядах ПЕС (Европейская народная партия, Партия европейских социалистов) есть политики, которые решительно призывают к миру. Так, премьер-министр Словакии и лидер словацких левоцентристов Роберт Фицо пообещал, что ни один солдат этой страны не будет отправлен на «украинский фронт». А глава фракции Социал-демократической партии Германии в бундестаге Рольф Мютцених призывает заморозить боевые действия, с тем чтобы в конечном счете положить конец российско-украинскому конфликту. Категорически против втягивания в войну выступают и руководители социал-демократических партий нейтральных стран Европы.

Крайне правые тоже за мир

На этом фоне весьма интересно и то, что в пользу мирного разрешения российско-украинского конфликта высказываются политические антиподы радикальных левых — европейские крайне правые. В свое время, в эпоху холодной войны, праворадикальные силы в Западной Европе занимали наиболее воинственные и недоброжелательные позиции в отношении СССР, а в советской прессе их оценивали как главных поджигателей войны в Старом Свете.

Но после завершения холодной войны антироссийский тренд у большинства радикальных правых сил как‑то быстро прошел. На фоне их неприятия либеральной гегемонии и глобализма, наоборот, социально-политическая эволюция России в первой четверти XXI века стала восприниматься многими европейскими политиками крайне правой ориентации с интересом, а то и симпатией. В частности, одна из наиболее видных фигур крайне правых в Европе, ныне руководитель депутатской группы Национального объединения в национальном собрании Франции Марин Ле Пен открыто провозглашала необходимость «стратегического союза» с Россией.

Поскольку сегодня политический подъем радикальных правых сил в самых разных зонах ЕС не прекращается (опросы показывают, что в таких странах, как Франция, Нидерланды или Бельгия, партии этой ориентации лидируют в общественной популярности, а транснациональная крайне правая партия «Идентичность и демократия» могла бы провести на грядущих в июне выборах в Европейский парламент от 90 до 100 депутатов и стать третьей по влиянию «политической семьей» в ЕС, критическое отношение этих сил к «военному включению» коллективного Запада в конфликт на Украине представляется немаловажным обстоятельством.

Представители партии «Идентичность и демократия» в Европарламенте регулярно упрекают лидеров стран — членов ЕС в том, что они ничего не делают для дипломатического урегулирования конфликта. Также, с их точки зрения, одностороннее и резкое прекращение торгово-экономических отношений с Россией пошло во вред обычным европейцам. Не возражая против укрепления военно-политических связей внутри ЕС, многие радикальные правые партии однозначно не желают, чтобы силы союза, как и НАТО, каким‑то образом оказались задействованы в военных конфликтах.

Впрочем, многие правоконсервативные политики здесь потенциально надеются не столько на ра­зум европейских лидеров, сколько на возможную победу Дональда Трампа в США. Как недавно весьма откровенно сказал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, «если американцы не дают денег, то европейцы не способны сами финансировать эту войну, тогда ей конец. Трамп заявил, что если он изберется, то не будет это предпринимать, ни цента не даст. И тогда эта война закончится».

Пока не поздно…

С учетом того, что альтернативные подходы в защиту мира ставят под вопрос суть евроатлантической внешнеполитической линии, те, кто контролирует власть в большинстве стран ЕС, пытаются «накинуть намордник» на своих противников. Недавно во время парламентских дебатов в национальном собрании Франции премьер-министр Габриэль Атталь публично заявил, что несогласные с оказанием военной помощи Украине силы играют на пользу Москвы.

Аналогично власти предержащие реагируют на миролюбивые инициативы антивоенного движения, которое пытается активизироваться на Западе на фоне как российско-украинского конфликта, так и усиления конфронтации на Ближнем Востоке. Руководители многочисленных общественных пацифистских организаций, в которых участвуют партийные активисты и деятели профсоюзов, природоохранительных организаций, активисты студенческого движения, справедливо указывают на то, что планета в последние несколько лет реально приблизилась к глобальному конфликту с вероятным применением оружия массового уничтожения. В такой ситуации, полагают в антивоенном движении, следует убеждать ядерные державы в необходимости отхода от конфронтации.

В континентальных странах Западной и Центральной Европы, а также в Великобритании проводятся манифестации и марши борцов за мир, время от времени происходят саммиты за мирное разрешение украинского конфликта. Как отмечают лидеры уважаемой антивоенной организации, существующего уже свыше 130 лет Международного бюро мира, только дипломатия способна дать адекватный ответ на актуальный кризис, в связи с чем необходимо стремиться к немедленному прекращению огня и началу мирных переговоров.

Такой призыв сегодня поддерживают немало авторитетных церковных деятелей, принадлежащих к различным конфессиям. Как и в эпоху холодной войны, ответственные католические и протестантские священники ведут антивоенные проповеди. Известна позиция Папы Римского Франциска в пользу мирного решения военного конфликта. Обращаясь к украинской стороне, он заметил: «Не стыдитесь вести переговоры, пока ситуация не ухудшилась».

Опросы общественного мнения показывают, что подавляющее большинство жителей разных стран Европы не хотели бы прямого вовлечения своих стран в военный конфликт. Вот уже более 75 лет бóльшая часть европейских государств не знает войны, и в этом — один из залогов благополучия Старого Света. Но...

интенсификация реального вовлечения стран — членов Европейского союза в конфликт происходит. И на этом фоне можно предположить, что антимилитаристская агитация в разных странах ЕС в ближайшее время, скорее всего, только усилится.


#война #дипломатия #мир

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7643) от 12.04.2024 под заголовком «На разных краях спектра».


Комментарии