Богатыри, наказанные Солнцем: интервью с археологом о тайнах каменных изваяний

Эти средневековые скульптуры обычно называют каменными бабами, или идолами. Их находят на огромном пространстве от Монголии и Алтая до западной границы восточноевропейских степей, но больше всего их зафиксировано на небольшом участке между Донецком и Мариуполем. Наш собеседник — руководитель археологической научно-исследовательской группы Донецкого национального университета Александр ЕВГЛЕВСКИЙ — занимается их изучением уже много лет и считает, что правильнее их называть каменными изваяниями. Мы воспользовались его очередным визитом в Петербург, чтобы задать несколько вопросов.

Богатыри, наказанные Солнцем: интервью с археологом о тайнах каменных изваяний | Половецкие каменные бабы на территории заповедника «Аскания-Нова» (Херсонская область). Фото 1979 г. ФОТО Константина ДУДЧЕНКО/ТАСС

Половецкие каменные бабы на территории заповедника «Аскания-Нова» (Херсонская область). Фото 1979 г. ФОТО Константина ДУДЧЕНКО/ТАСС

- Александр Викторович, какой же народ оставил в наследство эти скульптуры?

- Кочевые тюркские племена. Самые ранние изваяния появились в начале VII века (по другому мнению - в конце VI века) в степных и горных пространствах Центральной Азии. Точнее - на Алтае и прилегающих к нему землях, где древние тюрки еще в начальный период своего появления на исторической арене, в VI веке, создали государство. Впоследствии вместе с их движением на запад и юго-запад традиция устанавливать каменные скульптуры распространилась на территории нынешних Восточного Казахстана, Семиречья и Киргизии, еще позже - в восточноевропейских степях.

Начиная с середины XI века тюрки-кочевники (союз кыпчакских племен) плотно заселили Северное Приазовье. Здесь они нашли свою вторую родину, поскольку тут были очень благоприятные условия для обитания. В XII - XIII веках они уже безраздельно господствовали в степях Северо-Восточного Причерноморья. Летом было удобно кочевать в бассейне Северского Донца и на Донецком кряже, где были пастбища с высоким травостоем, а зимой они уходили на юг - к Азовскому морю и в низовья Дона.

Именно в этих районах тюрки-кочевники оставили больше всего изваяний. Наша научно-исследовательская группа уже почти пятнадцать лет занимается выявлением подобных средневековых скульптур, их описанием и типологией, собирает устные предания. В последние годы - несмотря даже на известные события на Донбассе, вопреки обстоятельствам.

Мы делаем свод всех тюркских изваяний Евразии, в котором будет собрано максимальное количество всех известных на сегодняшний день скульптур. Это грандиозный научный проект, не имеющий аналогов в мире. Полагаем, что в итоге получится не менее двадцати томов.

Несмотря на то что каменные изваяния давно привлекают внимание исследователей, на мой взгляд, знаем мы о них еще очень мало. Это очень интересный феномен с несколькими глубинными пластами информации, требующий междисциплинарного изучения. Одной из трудностей в его исследовании является крайний дефицит письменных сообщений о кочевниках. А то, что передавалось из поколения в поколение и дошло до нас в виде сильно искаженных преданий, легенд и мифов, не документальные источники, на них нельзя строить научные гипотезы, хотя и отбрасывать их полностью не стоит.

В науке пока доминирует та относительно взвешенная точка зрения, что каменные изваяния связаны с культом предков. Я, правда, с этим не согласен. Есть и другие суждения, в том числе и дилетантские по методике и по сути изложения, давно устаревшие, как, например, то, что изваяния устанавливали над погребениями. Это не так.

- А как вы считаете?

- Я опираюсь на этнографию и фольклор XIX - ХХ веков, то есть на комментарии людей с традиционным мышлением, записанные исследователями в полевых экспедициях. Плюс мои собственные наблюдения за многие годы.

Так вот, я полагаю, что каменные изваяния - это произведения культового характера, и, как я уже ранее сказал, их назначение многопланово. Их устанавливали на курганах в стороне от погребений. Корни этого явления уходят в язычество, точнее, в шаманизм, в состав которого входили и другие компоненты ранних форм религии. Суть заключается в том, что, когда умирал кочевник, его сородичи должны были сделать «заместителя» умершего, его двойника, который как бы принимал участие в собственном поминальном обряде.

Какие именно в связи с этим происходили действия, сказать чрезвычайно сложно, а наши реконструкции навсегда останутся лишь версиями с той или иной степенью достоверности. Ведь археологических источников, сохранившихся in situ (в нетронутом состоянии), в нашем распоряжении крайне мало. А европейских и арабских путешественников тюрки не посвящали в свои культовые церемонии и в погребальные ритуалы. Культовая сфера была для посторонних абсолютно запретной. Гости могли только наблюдать их быт, ведение хозяйства и состязания.

Кроме того что каменное изваяние было двойником умершего, оно еще понималось как вместилище его души, которая как бы созревала там определенное время, а после должна была возродиться, реинкарнироваться. Когда поминальный цикл завершался, душу, призванную возродить умершего человека, нужно было выпустить из изваяния-вместилища.

С этой целью одни тюркские племена скульптуру безжалостно разбивали, после чего ее фрагменты, причем не всегда все, закапывали на ритуальной площадке или просто в слое насыпи кургана и забывали о ней навсегда. Если камень был твердым, могли просто стесать лицо. Нередко повреждения вовсе не производили, а совершали некие символические действия или словесные ритуалы, затем изваяние перетаскивали на курган и закапывали: либо горизонтально, либо вертикально, в последнем случае часто так, чтобы голова или верхняя часть скульптуры некоторое время могла быть доступна для обзора.

По всей видимости, обрядовые разновидности связаны с традициями конкретных племен, локальными особенностями и эволюцией мировоззрения кочевников. Замечу лишь, что с VII по XIII века происходила столь сильная трансформация смыслового наполнения скульптур, что последующие поколения не могли себе даже представить, что именно вкладывали в эти изваяния их предки.

Кстати, детские статуи, видимо, кочевники не изготовляли, поскольку, по представлениям тюрков, у ребенка не было души. Ее можно было получить только после так называемого обряда инициации - перехода в мир взрослых. Хотя иногда встречаются миниатюрные скульптуры меньше метра, вроде бы напоминающие детские лица, но на самом деле это просто один из последних этапов угасания традиции их изготовления.

- Какого же размера были эти статуи первоначально?

- Более ранние изваяния были высотой полтора-два метра вместе с постаментом для вкапывания. В позднее время - к концу XII века - они в среднем стали выше. В Нижнем Поднепровье отдельные скульптуры достигают высоты трех с половиной метров.

Кстати, у каменных изваяний, как правило, были короткие в сравнении с туловищем ноги. Таков был художественный прием мастера, в задачу которого не входило копировать пропорции человеческого тела: ноги показывались как бы уходящими в землю. Зрительный и эмоциональный акцент делали на лицо, но еще больше - на позицию рук, которые удерживали ритуальный сосуд: чашу, кубок и т. д.

Подавляющее большинство исследователей убеждены, что в сосуде как бы находился священный напиток, необходимый двойнику умершего для участия в собственных поминках вместе с живыми. Более вероятно, что кочевники понимали сосуд как вместилище некоего эликсира бессмертия, живительной силы, которая была призвана возродить умершего.

А вообще, по представлениям тюрков, у человека было несколько душ. Не потому ли в редких случаях на древнетюркских изваяниях изображена птица, которая, несомненно, была связана с душой. В одном случае она сидит на предплечье, в другом - на кисти, но чаще человек держит ее за лапки. Птица-душа должна вспорхнуть и улететь...

Из какого материала были сделаны скульптуры? В зависимости от того, какой камень имелся в наличии на конкретной территории. В восточноевропейских степях это мягкие породы, преимущественно песчаник, реже ракушечник и известняк.

В XII - XIII веках камнерезное искусство восточноевропейских кочевников достигло своего пика, тюрки стали использовать более мягкий, чем песчаник, камень - мел. Он позволял гораздо более детально проработать нюансы иконографии, при необходимости довести образ умершего человека до известной степени портретности, сделать скульптуру идеальной в их понимании. А вот более ранние изваяния изготавливали из твердых пород, преимущественно из гранита и его разновидностей.

- Сегодня по этим статуям можно определить черты лица, понять, как выглядели тюрки-кочевники, к каким конкретно этническим группам относились?

- Как бы ученые ни старались установить этническое происхождение каждой конкретной скульптуры и типологических групп, что, безусловно, является одним из важнейших аспектов их изучения, тем не менее это чрезвычайно трудная задача.

Посудите сами. Еще в X веке персидский автор Худуд ал-Алам насчитал 65 народов, которые были, по его мнению, тюрками разного происхождения. А арабская географическая традиция X - XII веков вообще превратила термин «тюрки» в общее название народов северо-востока и востока Азии. Можно ли при таком обилии тюркских племен убедительно ответить на ваш вопрос? Вряд ли.

Что же касается половцев, с которыми исследователи связывают восточноевропейские скульптуры, то это полиэтноним (собирательное название), известный нам по русским летописям. Какие племена и роды в этом половецком конгломерате изготавливали изваяния, а какие нет - это вопрос, требующий долгого осмысления.

То же самое касается и кыпчаков - большого союза тюркских племен, часто неоправданно отождествляющегося с половцами, хотя они и родственны по происхождению. Во всяком случае изваяния в Болгарии, Венгрии и Грузии, куда орды половцев по разным причинам уходили, не обнаружены. В музеях этих стран находятся привозные экземпляры из степей Северо-Причерноморья и Северного Кавказа.

Понятно только то, что каменные изваяния изображали людей с монголоидными чертами. Однако во многих случаях невозможно сказать что-то определенное, настолько лица выполнены схематично или повреждены. Да и при всем желании мастера добиться реального портретного сходства передать возраст, этнические черты и психологический облик человека было практически невозможно, особенно на таком твердом камне, как гранит. Надо учитывать и то, что мастер изготавливал скульптуру после смерти человека, то есть по памяти.

Кроме того, скульпторов, очевидно, было очень мало, а хороший инструмент был редким и дорогим, поэтому искусного мастера могли приглашать издалека - из другого племени, который мог не знать умершего в принципе. Наконец, на работу мастера влияли еще и нормы культуры, то есть нужно было воплощать в иконографии скульптуры коллективное мировоззрение, придавать ей некоторые универсальные черты, как бы отражающие идеальный образ человека. Одним словом, портретного сходства в изваяниях искать не стоит. Лишь только самым выдающимся личностям мастер мог придавать реальные черты лица.

В отдельных типах скульптур мы видим некую героизацию образа. Но более интересно другое: облик каменного человека бывает скорбным или угрюмым, но нередко величавым и благородным. Многое здесь зависит от позиции наблюдателя.

Наибольшее количество искусных изваяний обнаружено в Донбассе. Замечательная коллекция - более полусотни изваяний, одна из самых крупных в Евразии, - собрана в Луганском педагогическом университете. В Луганском областном краеведческом музее хранится уникальное изваяние женщины (XII - начало XIII века) с младенцем на груди, привезенное из села Чернухино, расположенного к югу от Луганска. Но и в этом случае уверенно говорить об этноплеменном прототипе очень сложно.

- Где находят скульптуры?

- Чаще всего на полях при распашке. Такие находки бывают каждое лето, но с каждым годом их меньше и меньше. Относительно небольшое количество таких скульптур до сих пор находится в сельской местности.

Местные жители воспринимают их как своего рода обереги: считается, что они защищают дом и семью от бед, способствуют урожаю. Во многих селах, где мне и другим исследователям пришлось побывать, каменные бабы стояли у домов и ворот, нередко были побелены. Можно было увидеть и подношения им - конфеты, печенье, мелкие деньги...

В период освоения восточноевропейских степей славянские переселенцы перетаскивали изваяния с курганов поближе к дорогам, чтобы те служили своеобразными дорожными знаками. Нередко «идолов» использовали в хозяйственных целях в качестве подпорных столбов для ворот, выдалбливали в них поилки для птиц и скота. Иногда изваяния из-за нехватки строительного материала разбивали на мелкие фрагменты и выкладывали ими дорожку к дому.

Я лично со своей археологической группой много лет занимался сбором подобных изваяний, пополняя коллекцию Донецкого национального университета. У нас была определенная информация по адресам, мы ездили и просили местное население отдать их нам. Иногда кто-то сам просил: «Приезжайте, заберите»...

Однажды в Каменск-Шахтинске Ростовской области, когда я производил опись изваяний, выставленных во дворе местного музея, случился казус: какой-то активный местный житель, настроенный очень агрессивно, попытался прогнать меня. Он был уверен, что это славянские, русские идолы, охраняющие не просто город и близлежащую местность, но и всю Россию. А чужие, которые приходят к ним, нарушают их покой...

Но кроме мистических воззрений, возникавших в головах людей со слабой или расстроенной психикой, рождались и народные легенды, некоторые из них превратились в фольклор. В начале XX века подобные мифы были зафиксированы в так называемых опросных листах, разосланных Московским археологическим обществом по всем уездам Российской империи.

И действительно, новых поселенцев степи не могла не интересовать причина появления огромного количества «каменных людей». И, что самое интересное, они объясняли этот феномен примерно одинаково: якобы некогда жили здесь богатыри, они прогневались на солнце, которое превратило их за это в камень.

Древние и средневековые изваяния всегда привлекали особое внимание. Поэты разных эпох оставили о них свои стихотворения.

Так, у восточного поэта XII века Низами Ганджеви есть такие строки: «И приходят кыпчаков сюда племена,

// И пред идолом гнется кыпчаков спина. // Пеший путник придет или явится конный, - // Покоряет любого кумир их исходный». А вот стихотворение Ивана Бунина, в котором он описал, как сам говорил, «каменную бабу»: «Как сонны эти плоские черты! // Как первобытно грубо это тело! // Но я стою, боюсь тебя... А ты // Мне улыбаешься несмело».

- Что же стало с теми народами, которые оставили после себя в восточноевропейских степях эти каменные изваяния?

- В XIII веке под давлением татаро-монголов часть половцев, как тюрков-кочевников называли русские летописцы, ушла в земли нынешних Венгрии, Болгарии и Грузии. Там они, постепенно слившись с более многочисленным местным населением, растворились, перестали существовать как самостоятельные племена.

Однако элементы их культуры просматриваются там в той или иной степени, в том числе в топонимике, фольклоре, музыке и обрядовой сфере. Но каменных изваяний они там не ставили, так как даже при благоприятных обстоятельствах эти земли не считали своими. Да и не все племена тюрков изготавливали изваяния.

По-другому сложились судьбы тюрков-кочевников в Крыму, на Волге и Урале, где тюркский компонент проявляется довольно сильно и сейчас. Особенно много тюркских народностей ныне проживает на Северном Кавказе, их корни тянутся к тюркам-кочевникам Средневековья. Это кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, кумыки...

- А в Петербурге можно увидеть подобные каменные изваяния?

- Да. В экспозиции Государственного Эрмитажа шесть скульптур, еще больше десятка - в его хранилище в Старой Деревне. Есть изваяния в фондах Кунсткамеры и Российского этнографического музея. Еще до революции две каменные бабы стояли в Строгановом саду на Черной речке и в усадьбе Орлова-Денисова в деревне Коломяги близ Петербурга. Местность, откуда их привезли, мне неизвестна, но ясно, что из степной зоны.

Примечательно, что когда я в очередной раз приезжаю для работы с коллекциями изваяний в Питер или любой другой город, то вижу их по-разному. Это что-то вроде живого родника. Мне даже иногда кажется, что они еще хранят куда больше информации, чем мы знаем.

Вообще судьба изваяний, за исключением тех, что находятся в крупных музеях, вызывает тревогу. Множество их в свое время пострадало или было полностью уничтожено религиозными фанатиками, когда мусульманские и христианские миссионеры призывали разбивать их как языческих идолов на мелкие фрагменты или топить в реке. Увы, и в наше время умышленная их порча вандалами не редкость.

Кроме того, скульптуры, находящиеся на открытом пространстве, стремительно разрушаются из-за загрязненной атмосферы. Изваяния из мягких пород камня - песчаника и ракушечника - губят не только выхлопные газы и кислотные дожди, но и резкие перепады температур, их уродуют и разрушают мхи и лишайники, грибки и известковые налеты. Наконец, известны случаи, когда недостаточно квалифицированные реставраторы гораздо больше вредили фигурам, чем их спасали.

Неизвестные прежде изваяния встречаются археологам все реже и реже, ведь многие курганы распаханы или застроены, а те скульптуры, которые местные жители когда-то развезли по своим дворам, в большинстве своем уже попали в музеи.

Читайте также о том, что археологи нашли в озере Титикака древний ритуальный центр.

#археология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (6462) от 19.06.2019 под заголовком «Богатыри, наказанные Солнцем».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо
13 Июня 2019

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо

Надписи на сиденье табуретки помогли раскрыть ход истории.

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.