Редут, бечевник, бурлаки. Археологические объекты Усть-Ижоры

Усть-Ижору можно считать настоящим археологическим заповедником в окрестностях Петербурга. Это подтверждает и Петр СОРОКИН — неутомимый исследователь допетровского и петровского Петербурга, борец за сохранение исторического наследия Охтинского мыса. А начиналась вся его деятельность в Усть-Ижоре. По словам самого Петра Егоровича, здесь он оказался еще в конце 1980‑х годов.

Редут, бечевник, бурлаки. Археологические объекты Усть-Ижоры | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

— На раскопки в Усть-Ижору, у церкви Александра Невского, меня направила кафедра археологии Ленинградского университета сразу после его окончания. Изыскания на территории поселка продолжались три года, потом были разработка охранной археологической зоны и сбор материалов для создания музея. Отсюда и появился мой интерес к древней истории Приневья.

В 1990‑е годы в поселке вдоль реки Ижоры вообще предполагалось создать на свободной от застройки территории большую мемориальную зону, посвященную Нев­ской битве. А в восстановленной церкви организовать музей битвы. Потом уже было принято решение передать храм епархии, а свободные земли отдали под застройку…

Историки до сих пор дискутируют о том, где же было точное место Невской битвы. Скорее всего, она проходила на обоих берегах Ижоры. Лагерь шведов мог находиться на ее возвышенном правом берегу, где еще в 1950‑х годах установили памятный камень. Есть упоминание о том, что шведы захоронили павших воинов на месте боя, и, возможно, это погребение оказалось перекрыто кладбищем у храма или им самим. Его ведь расширяли при перестройках.

В 2001 году удалось поставить под охрану значительную часть территории поселка как памятник «Поле битвы Александра Невского со шведами в 1240 г.». К сожалению, в последние годы КГИОП в несколько раз уменьшил его территорию и понизил статус — до достопримечательного места. Как бы вообще не потерять это уникальное место с сохранившимся историческим колоритом!..

В Усть-Ижоре ведь существует еще несколько археологических объектов. Один из них, усадьба Меншикова, вообще практически не исследован археологами. Известно, что для Александра Даниловича сюда перевезли разобранный дом шведского коменданта Нотебурга. Здесь не раз останавливался Петр I, когда следовал по тракту в Шлиссельбург.

Но если место, где стоял дворец Меншикова, нынче застроено и исследователям недоступно, то территорию расположенного неподалеку земляного петровского редута вмес­те с поселковой администрацией удалось, к счастью, отстоять от застройки. Сохранилась и мощенная камнем дорога вдоль Ижоры — бечевник, по которому заводили суда вверх по речке, в сторону Ижорского завода. Именно здесь Илья Репин сделал первые наброски «Бурлаков».

#Усть-Ижора #археология #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 96 (7179) от 31.05.2022 под заголовком «Редут, бечевник, бурлаки».


Комментарии