Вызов нашей психике. Число пациентов с постковидными нарушениями растет

Мнение довольно распространенное: после пандемии коронавируса последует пандемия психических расстройств. При этом и без ковида психологическое состояние современного человечества было весьма далеким от благополучия: еще в начале этого века специалисты прогнозировали, что к 2020 году депрессии по заболеваемости возьмут верх над сердечно-сосудистыми недугами. Правда, данный прогноз не сбылся: инфаркты и инсульты по-прежнему являются основной причиной гибели людей. Но не поспособствует ли нынешняя пандемия тому, что депрессии все-таки выйдут в лидеры? Поскольку она, как показывают многочисленные исследования, стала причиной так называемого стрессового синдрома, причем весьма сильного, и справиться с ним могут далеко не все.

Вызов нашей психике. Число пациентов с постковидными нарушениями растет | Автор фрески, появившейся на стене дома в одном из районов Берлина, попытался выразить чувства горожан, которые столкнулись с неизвестным ранее вирусом: собственный страх и тревога за близких / ФОТО Markus SCHREIBER / AP / ТАСС

Автор фрески, появившейся на стене дома в одном из районов Берлина, попытался выразить чувства горожан, которые столкнулись с неизвестным ранее вирусом: собственный страх и тревога за близких / ФОТО Markus SCHREIBER / AP / ТАСС

Стресс + вирусная нагрузка

По мнению доктора медицинских наук Галины Мазо, заместителя директора НМИЦ психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева, сегодня психика людей подвергается испытаниям сразу с нескольких сторон.

Нынешняя пандемия – настоящий вызов человечеству. И политический, и экономический, и медицинский, – считает эксперт. – Никогда еще в нашей недавней истории не собиралось сразу столько неблагоприятных факторов: существование никому не известной серьезной инфекции и одновременно – отсутствие опыта жизни в условиях самоизоляции, когда мы вынуждены были не работать и запереться дома. Плюс к этому нестабильный информационный фон, зачастую содержащий просто недостоверные данные.

В самом начале прошлогоднего локдауна ученые центра провели опрос на тему готовности людей использовать индивидуальные средства защиты. Задали и вопрос о том, сколько раз в день они обращаются за информацией о пандемии. Как выяснили исследователи, буквально все участники опроса переживали сильный стресс: они в среднем по семь раз в день искали информацию о коронавирусе, но при этом довольно холодно относились к СИЗ, зачастую считая, что они вообще не способны помочь.

Возможно, отчасти это объяснялось тем, что опрошенные чаще опасались не за себя, не за то, что они смогут заразиться, – людей больше волновало изменение их образа жизни: невозможность общаться с друзьями и близкими, как прежде. Кстати, самый большой стресс, по мнению ученых, переживали люди в возрасте до 50 лет.

Давно замечено, что именно первая реакция человека на какую-то критическую ситуацию определяет ее восприятие в дальнейшем. И как видим, к средствам индивидуальной защиты наши граждане, увы, так и не стали относиться серьезно.

Между тем сам SARS-CoV-2, как и все так называемые зоогенные вирусы (то есть передающиеся от животных), является нейротоксичным, поражающим в том числе и центральную нервную систему. Медики крупных городов отмечают, как с началом пандемии возросло количество пациентов психиатрических стационаров, а у пациентов обычных больниц возникали серьезные проблемы с психикой.

По данным исследования сотрудников клиники Сеченовского университета в Москве, у тех, кто лечился от ковида, в 50% случаев фиксировались нарушения сна, у 40% была выражена тревога, у 30% – когнитивные нарушения и спутанность сознания, а у 25% – депрессивный синдром. Обследовавшие этих пациентов психиатры четверти больных поставили пограничное состояние психики, а еще четверти – умеренную и серьезно выраженную депрессию.

Получается, что к стрессу психологическому добавляется вполне биологическая нейротоксичная вирусная нагрузка. Может, все-таки начнем носить маски? И подумаем о врачах, среди которых депрессия распространена уже в половине случаев (по данным исследователей, почти у 3% докторов – суицидальные мысли), а 70% медиков показывают полное эмоциональное выгорание (чаще всего это происходит с молодыми медсестрами).

Разрушители мифов

Влияние инфекционных заболеваний на психическое здоровье человека – явление, в общем, хорошо известное. Есть немало научных исследований на тему взаимосвязи нервной и иммунной систем человека, и даже доказано, что в каких-то случаях антидепрессанты помогают справиться с тяжелым инфекционным недугом. Еще классик российской психиатрии Василий Алексеевич Гиляровский, изучив опыт эпидемий сыпного и брюшного тифа в 1920-е годы, фиксировал рост так называемых аффективных (связанных с эмоциональным состоянием) расстройств у больных, перенесших инфекционное заболевание.

А член-корреспондент РАН Юрий Александровский на протяжении многих лет разрабатывает концепцию адаптационного барьера: ученый считает, что «взаимодействие нервной и иммунной систем, имеющих ряд сходных черт и способных включаться в межсистемную коммуникацию, формирует своеобразную буферную систему, приспосабливающую организм к изменениям окружающей среды». То есть та же легкая депрессия – как зимняя «спячка» – позволяет нам «отсидеться» в уголке, пока вокруг бушует буря. Но тут важна способность нашего организма сдерживать натиск того самого стресса.

Выходит, что расстройства настроения являются вполне ожидаемым последствием эпидемий? Но система здравоохранения и к этому, похоже, оказалась не готова. Более того, по данным Российского общества психиатров, к 2020 году статистика показывала уменьшение общей заболеваемости психическими расстройствами.

Удивлены? Объяснение лежит на поверхности. Во-первых, наши граждане предпочитают обращаться за психиатрической помощью в частные структуры и в анонимном порядке. Во-вторых, происходит сокращение сети медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь: число больниц в стране за последние годы уменьшилось с 244 до 172, а число психоневрологических диспансеров со стационарными койками – с 78 до 57.

При этом пандемия принесла в нашу жизнь и совершенно новые явления – коронафобию (боязнь инфицирования намного превышает риск действительно заболеть) и инфодемию (заражение информационного пространства так называемыми вредоносными материалами). Последней ВОЗ объявила войну: летом прошлого года была проведена первая мультидисциплинарная конференция на эту тему и даже создана специальная команда разрушителей мифов. Поможет ли это снизить «пандемический дистресс-синдром»?

Кстати, доказано, что чем сильнее у человека выражен стресс, тем меньше он готов к вакцинации.

Досчитать до пяти

Итак, врачи констатируют рост числа пациентов с постковидными нарушениями психики: у таких больных наблюдаются слабость, снижение настроения, отсутствие желаний... Словом, первые признаки развития депрессии. А это, как мы теперь понимаем, не просто проблема психики – это нейроэндокринное иммунологическое заболевание, когда в разрушительный процесс включаются разные системы организма. Депрессия может стать причиной развития тех же сердечно-сосудистых недугов.

Важно вовремя обратиться за помощью к врачу, – утверждает Галина Мазо. – Далеко не любое состояние, которое выражается в снижении настроения, требует назначения лекарств. Иногда достаточно беседы с врачом или приема витаминов. И любое решение надо принимать по возможности в спокойном состоянии – посчитайте хотя бы до пяти.

Словом, если вас мучает бессонница, если пропал аппетит или, наоборот, вы постоянно «перекусываете тревогу», если начали забывать, что такое радость бытия, то, «посчитав до пяти», поищите в Интернете ближайший кабинет психологической помощи или хотя бы телефон доверия.

А еще специалисты рекомендуют учиться как-то контролировать ситуацию, в которой вы находитесь. Тогда выработка серотонина в вашем головном мозге выравнивается, а значит, и настроение тоже. И очень важно держаться за то, что помогает по жизни: хорошие фильмы, решение кроссвордов, приготовление вкусной еды, сочинительство, наконец. И, конечно, близкие и друзья.


#коронавирус #пандемия #заболевания #психическое здоровье

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 ( 7047) от 10.11.2021 под заголовком «Вызов нашей психике».


Комментарии