Красный Судостроитель вернулся. 40 топонимов появилось на карте Петербурга

Сразу сорок топонимов одномоментно появилось на карте Петербурга, и это рекорд. Правда, речь не об улицах, а о мостах и путепроводах.

Красный Судостроитель вернулся. 40 топонимов появилось на карте Петербурга | ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

О том, что грядет массовое присвоение названий безымянным мостам в Северной столице, преимущественно в пригородах, стало известно в 2019 году, когда бюро Топонимической комиссии с подачи горожан взялось за изучение вопроса. По ходу дела часть предложенных названий была забракована самими топонимистами, а часть — чиновниками. Скажем, комитет по развитию транспортной инфраструктуры, в ведомстве которого находится «Мостотрест», отмечал, что некоторые из переправ официально бесхозные и не могут претендовать на названия. Еще какие‑то юридически состоят из двух параллельных мостов — как в случае с путепроводами над Пулковским шоссе в створе Дунайского проспекта, а значит, каждому нужно отдельное название. Вот только топонимисты с таким подходом не согласились, и вопрос с этими путепроводами в итоге завис.

Интересная история развернулась вокруг Капсюльного моста. С 1997 года так именуется деревянный автомобильный мост через Охту в створе Капсюльного шоссе. Бюро комиссии отчего‑то решило, что в документы закралась ошибка: якобы Капсюльным должны были назвать пешеходную переправу через Охту севернее — вдоль железной дороги на Всеволожск, а потому именно на нее надо перенести название. Ясность внес «Мостотрест», не согласовавший перенос. Теперь бюро думает над тем, как назвать ту самую пешеходную переправу.

Другой любопытный момент возник в процессе согласования еще двух названий из того же списка. Топонимическая комиссия приняла решения дать мостам через Оккервиль во дворах советских кварталов имена, связанные с предшественниками гидронима Оккервиль — река в разное время была Карвилой, Лезьей и Порховкой. Юридический комитет администрации губернатора потребовал документальных доказательств этих названий, в частности, на старых картах. Карвилу и Лезью на них обнаружить не удалось, и согласование прошел только Порховский мост (на снимке) — Карвильский и Лезьинский остались безымянными.

В Сестрорецке за время согласований пришлось изменить местоположение Редугольского моста. Сначала так хотели назвать переправу через Сестру в створе Сестрорецкого шоссе, но по желанию местного краеведа Евгения Нифашева топоним перенесли на пешеходный мост возле развязки Приморского и Зеленогорского шоссе, ведь именно там находилось селение Редуголь. А мост на Сестрорецком шоссе стал Таможенным — по таможенному посту, существовавшему рядом.

Дискуссия возникла вокруг моста через Охту, который связывает перекресток проспекта Шаумяна и Магнитогорской улицы с Малоохтинским кладбищем. В советское время это был мост Красный Судостроитель — так называлось уже исчезнувшее предприятие по соседству. После того как в 2004 году из‑за ветхости мост разобрали, топоним упразднили. Только в 2020‑м переправу удалось вновь открыть для пешеходов. Был вариант назвать мост Магнитогорским, однако топонимисты вернулись к Красному Судостроителю. Хотя у городских мостов больше нет аналогичных названий в виде существительных в именительном падеже.

Большинство названий связаны с местными топонимическими ориентирами. По ойконимам (названиям селений) получили названия Верхний и Нижний Константиновские, Клиновский, Белоостровский, Александровский, Баболовский, Соболевский, Ленсоветовский, Шушарский, Поповский, Пязелевский, Зареченский и Кикенский мосты. В определенной степени в этот список можно включить Нововестинский мост. Селение называлось Нововесь, но по неясной причине центральная улица соседнего Тярлева с 1930‑х годов стала писаться с Т — Нововестинская. Еще несколько названий связано с соседними улицами, реками, островами, зелеными зонами и особенностями рельефа.

Не обошлось и без мемориальной топонимии. Казалось, что к мостам такие названия редко применяются (из последних можно вспомнить разве что мосты Бетанкура и Ахмата Кадырова). Новое постановление отправило на карту 1‑й и 2‑й Базеновы мосты в Тярлеве (обе переправы в 1828 году были построены по проекту инженера Петра Базена), Меншиков мост в Усть-Ижоре (в память об Александре Меншикове, который в начале XVIII века построил первый мост в устье реки Ужоры) и Лемановский мост в Стрельне (в честь скрипичного мастера Анатолия Лемана, жившего неподалеку).

Путепроводы эта мемориальная тенденция пока обходит стороной. Два новых виадука (один открыт в прошлом году, другой в нынешнем) получили имена селений. Скачкинский на перекрестке Ивангородского проспекта и проспекта Ленина в Скачках (юридически это район Красного Села), Яльгелевский — над Ивангородским проспектом в створе улицы Свободы в Красном Селе (трасса ведет в сторону деревни Яльгелево Ломоносовского района Ленинградской области).


#топонимы #мосты #названия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7265) от 29.09.2022 под заголовком «Красный Судостроитель вернулся».


Комментарии