Валерий Гергиев просит возобновить выступления Мариинского театра

Валерий Гергиев на встрече президента с деятелями российской культуры попросил главу Роспотребнадзора Анну Попову рассмотреть вопрос скорейшего возобновления выступлений Мариинского театра.

Валерий Гергиев просит возобновить выступления Мариинского театра | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Вопрос остался пока без ответа, но лед карантинной блокады слегка треснул, и возникшую нешуточную проблему предложено обсудить. Понять тревогу директора - художественного руководителя старейшего оперно-балетного театра России нетрудно. Известна крылатая фраза, которую приписывают и Сергею Рахманинову, и Антону Рубинштейну, и Игнацию Яну Падеревскому, звучащая так: «Если я не занимаюсь один день, это замечаю я сам, два дня - заметят музыканты, три дня - вся публика».

Певцы, оркестранты и танцоры не только России, но и всего мира не поют, не играют и не танцуют на публике с марта - и неизвестно, когда снова вернутся в строй. Мировой музыкально-театральный механизм, исправно вращавшийся в своем объеме последние по крайней мере семьдесят пять лет (если учесть глобальные сбои в индустрии во время Второй мировой войны), остановлен так резко, как невозможно было себе представить ни в одном ужасном сне. Даже во время войны музыканты не только в тылу эвакуации, но и на фронте, как известно, давали концерты. И маэстро Гергиев прав, когда говорит о том, что еще несколько месяцев, «и от былой славы коллектива Мариинского театра может остаться очень немногое. Я об этом говорю с тревогой. Мне кажется, надо находить возможности выступать - об этом настойчиво просят и певцы, и коллектив балета - и у той и у другой труппы Мариинского театра репутация одной из лучших в мире». И дело не только в уплывшем в никуда миллиарде от непроданных спектаклей и концертов, а в невосполнимой потере самих исполнительских ресурсов, а ведь культура объявлена «национальным достоянием».

Когда в самом начале ухода мира на карантин стали отменяться концерты и спектакли сезона, гастроли, многих артистов и менеджеров одолевали разные чувства, но в силу беспрецедентности явления не все понимали, насколько это серьезно и как надолго затянется. Большинство успокаивали себя тем, что «значит, так надо». Человечество слишком увлеклось повышенными скоростями в освоении всего на свете, поэтому вынужденная остановка в чем-то идет ему на благо. Так, одним из временных улучшений, по мнению экспертов, стало уменьшение вредоносных шумов и микрошумов и увеличение тишины, целительной для флоры и фауны планеты. Но для солиста оперы и солиста балета затяжная тишина с каждым днем изоляции становилась все тревожнее.

Под самым большим ударом оказались фрилансеры, от количества контрактов которых прямо зависит дальнейшее существование их и их семей. Мир оперных звезд давно живет в системе контрактов, поэтому несложно вообразить масштаб бедствия. И даже если допустить, что певец может заниматься дома, шлифуя мастерство, а балетный солист найдет где-нибудь подобие балетного станка и пространство для совершения тридцати двух фуэте, отсутствие живого дыхания зрительного зала и аплодисментов им не заменит никакая фантазия. И никакой хормейстер не сможет полноценно работать с хором, равно как и никакой дирижер не сумеет эффективно шлифовать мастерство большого симфонического оркестра в домашних условиях.

И это не пустые слова. Давно известно, что произведение искусства существует лишь в системе «композитор-исполнитель-слушатель/зритель». И при исчезновении последнего звена она лишается жизненно необходимой функции.

Разумеется, чтобы хоть как-то восполнить опасный простой, мир музыкального театра с разной долей стремительности рванул в сети Интернета. Но далеко не весь. Многие музыканты поначалу ограничились форматом капустных композиций, какую подготовили, к примеру, солисты Мариинского театра. Под музыку «Время, вперед!» Свиридова оркестранты показали, как кувыркаются кто в городских квартирах, кто на дачах со своими любимыми инструментами и детьми. Солисты театра «Карамболь» вместе с московскими коллегами создали животрепещущий номер на арию Иосифа «Двери закрытые» из мюзикла «Иосиф и его удивительный плащ снов» Уэббера и Райса. Были проекты и намного крупнее и серьезнее, но все они случились, как правило, за рубежом.

Первым добрым сигналом к действию стал небольшой концерт, устроенный Венской оперой. Концерт транслировался из камерного зала, где находились солисты и пианист. Среди них были и Анна Нетребко с Юсифом Эйвазовым, которые соблюдают изоляцию в Вене. Самой грандиозной получилась четырехчасовая трансляция, организованная «Метрополитен Опера». Этот концерт предстал во всей красе онлайн-формата, когда каждый номер звездные солисты записывали в своих домах, но все выдержали регламент, выступая каждый в свою очередь в один и тот же вечер.

Среди них был Ильдар Абдразаков, который исполнил «Вешние воды» Рахманинова. Марафонный формат подхватил фестиваль «Флорентийский музыкальный май» во главе с интендантом Александром Перейра. Но превзошел всех Дрезденский музыкальный фестиваль во главе с виолончелистом Яном Фоглером, который длился с небольшими перерывами целые сутки и включил выступления лучших инструменталистов современности.

Некоторые оперные солисты решили перейти в разговорный жанр и попробовали себя в журналистике. С серией интервью с представителями не только оперного цеха, но и звездами эстрады в «Инстаграме» выступил Юсиф Эйвазов. Ильдар Абдразаков, Денис Мацуев и Александр Сладковский, ведомые Юлианом Макаровым, показали пример хорошего мужского чата, обсудив злободневные вопросы о музыкальном мире после пандемии. Так что звезды, конечно, всеми силами стараются не унывать. Налицо явление мозгового штурма, который нацелен сейчас на одно - сохранить не только индустрию, без которой человеческая цивилизация просто неспособна существовать, но и роскошь естественного человеческого общения, предполагающего вовсе не виртуальные отношения.

#Мариинский театр #Валерий Гергиев #артисты #театры Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 099 (6697) от 10.06.2020 под заголовком «Искусство без жизни?..».


Комментарии