В Мариинском театре прошло открытие VI Международного музыкального фестиваля

В Петербурге на Новой сцене Мариинского театра прошло открытие VI Международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова. Вместе с прославленным басом выступил звездный мексиканский тенор Рамон Варгас, в концерте также приняла участие солистка театра Екатерина Сергеева. За пультом оркестра Мариинского театра был Валерий Гергиев.

В Мариинском театре прошло открытие VI Международного музыкального фестиваля  | © Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2023 г.

© Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2023 г.

Ильдар Абдразаков — самый известный российский бас, постоянно выступающий на лучших сценах мира (он регулярный гость «Ла Скала», Венской оперы и «Мет­рополитен», дважды лауреат премии «Грэмми»), но для Петербурга он свой, его здесь любят и ждут, а Мариинский театр певец называет своим домом. На петербургской сцене он появляется регулярно, вот и в начале сентября спел короля Филиппа II в опере «Дон Карлос» Верди. Тем удивительнее, что фес­тиваль Абдразакова, уже шестой по счету, впервые затронул наш город к радости многочисленных поклонников певца.

Ожидания публики подогревало участие всемирно известного мексиканского тенора Рамона Варгаса. Зарубежные звезды такого масштаба и раньше нечасто баловали нас своим приездом, а в нынешние времена это тем более ценно. И к тому же Валерий Гергиев встал за пульт оркестра Мариинского театра, перемес­тившись прямо из Концертного зала, где исполнялась Пятнадцатая симфония, завершавшая масштабный цикл Шостаковича. В Мариинском-2 царила праздничная атмосфера со вкусом светского мероприятия: нарядная публика, в зале — много известных гостей, порой даже неожиданных, например, главный тренер футбольного клуба «Зенит» Сергей Семак.

Концерт начался с оркестровой прелюдии — «Послеполуденного отдыха фавна» Дебюсси. А потом был дуэт Фауста и Мефистофеля из самого начала оперы «Фауст» Гуно, задавший тон всему вечеру. За плечами Варгаса 40 лет успешной карьеры одного из лучших теноров мира и около 50 ролей. Он многократно пересекался с Абдразаковым на разных сценах и чаще всего именно как Фауст с Мефистофелем. И в концерте чувствовалась особая химия, существующая между двумя певцами, когда каждая музыкальная фраза идеально вылеплена и все понятно без перевода, костюмов и декораций.

Именно дуэты стали самым ярким впечатлением вечера, всего их было три: еще уморительно-комический из «Любовного напитка» Доницетти между наив­ным простаком Неморино (Варгас) и мошенником продавцом «чудодейственных» бальзамов Дулькамарой (Абдразаков) и дуэт Надира и Зурги из «Искателей жемчуга» Бизе. В концерте вообще превалировала французская музыка и, конечно, не обошлось без «Кармен» Бизе. Варгас исполнил арию с цветком и финальный дуэт с Кармен (в роли роковой цыганки выступила как всегда эффектная Екатерина Сергеева). Несмотря на концертный формат, отсутствие костюмов и декораций, было полное погружение в происходящее, поэтому прирезал свою Кармен Рамон Варгас уже в кулисе, а потом вышел, чтобы спеть финальные фразы. Но и главный герой вечера не обошел оперу Бизе, к восторгу публики спев ­куплеты тореадора Эскамильо (широкий диапазон голоса позволяет Абдразакову исполнять и некоторые баритональные партии).

Вообще это был настоящий гала-концерт, где любимые арии в замечательном исполнении дарили ощущение счастья, даже если и случались шероховатости (как сорванная тенором верхняя нота, за которую он забавно извинился, получив очередной шквал аплодисментов публики). Варгас перед концертом признался в любви к России и русским людям, и в этот вечер стало понятно, что слушатели отвечают ему тем же. В подтверждение этой любви он спел арию Ленского, однако гораздо больший восторг вызвала самая, наверное, известная мексиканская песня Bésame mucho, написанная в 1940 году пианисткой Консуэло Веласкес, спетая им на бис. На это Абдразаков «ответил» романсом «Очи черные».

Однако именные фестивали певца — это не только череда гала, они включают в себя и концертную, и образовательную ­программы: перед открытием состоялись мастер-классы Ильдара Абдразакова и выдающейся грузинской пианистки Мзии Бахтуридзе для молодых вокалистов в Международной академии музыки Елены Образцовой. Из более 400 заявок, поступивших из разных стран мира, были отобраны 33 участника, которые смогли вживую поработать с прославленным басом. А две самые перспективные солистки — сопрано Вероника Хорошева и меццо-сопрано Кристина Попова — приняли учас­тие в последующих концертах в других городах. Ведь фестиваль еще и направлен в регионы, его концерты проходят в этом году в Мурманске, Петрозаводске, Архангельске и Самаре. В них помимо самого Ильдара Абдразакова принимают участие басы — Алексей Тихомиров из «Геликона», солисты Мариинского Станислав Трофимов и тенор Кирилл Белов. Шестой фестиваль посвящен недавно прошедшему юбилею Федора Ивановича Шаляпина, по­этому его закрытие пройдет на родине великого певца — в Казани.


#концерт #Мариинский театр #солисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (7515) от 04.10.2023 под заголовком «Праздник оперы».


Комментарии