«Наш жанр очень радостный». Зоя Виноградова о театре и возвращении на сцену

Легендарной солистке Театра музыкальной комедии Зое Виноградовой, народной артистке России, любимице публики, выпало в досрочно завершенном сезоне непростое испытание - самоизоляция. Пережившая блокаду обладательница жизнерадостного заливистого сопрано и задорного темперамента признается музыковеду Владимиру ДУДИНУ в любви к своему театру, в котором исполнила около ста ролей. Она ждет не дождется возвращения на сцену, чтобы наконец снова встретиться с коллегами и зрителями.

«Наш жанр очень радостный». Зоя Виноградова о театре и возвращении на сцену | ФОТО Михаила МЕТЦЕЛЯ/ТАСС

ФОТО Михаила МЕТЦЕЛЯ/ТАСС

- Зоя Акимовна, как ваше самочувствие? Выдерживаете изоляцию?

- Терпеливо все переношу, сижу дома. К счастью, мне многие звонят, приносят необходимое, я не обездолена. Но само сидение взаперти в квартире, хоть и любимой, дается очень непросто, психологические силы на исходе. Надеюсь, что это скоро закончится. Хочется уже куда-то пойти, хотя бы пройтись вдоль по каналу Грибоедова, где я живу.

- Поразительно, какой парадоксальный излом устроила история. Эту изоляцию сравнивать с блокадой не очень тактично, хотя некоторые петербургские артисты, чтобы хоть как-то подбодрить себя в самом начале ухода на карантин, вспоминали мужественный подвиг своих ленинградских предшественников.

- Да, наш город пережил блокаду. И люди тогда не жаловались, не скулили, не плакали, выживая. Еще и работать для фронта умудрялись. А блокада была очень страшная. Я ее отлично помню, хоть и была девочкой. Сейчас мы, конечно, не голодаем. Но моральная подавленность все же ощущается. И все, с кем я в эти дни общаюсь, как-то настраивают себя, что надо переждать этот сложный этап, и тоже не жалуются. Все-таки ленинградцы - особый народ.

- Всем известно, что даже в самую суровую зиму Театр музыкальной комедии
в Ленинграде работал.

- Да, наш театр героически работал всю блокаду. В морозном, замерзшем здании артистки выходили в легких платьях. Я об этом читала в воспоминаниях Анатолия Королькевича, который очень подробно описал, как работали актеры, в своей книге «А музы не молчали». В случае сигнала тревоги они бежали на крышу сбрасывать бомбы-зажигалки. Публика сидела и ждала их.

- А сейчас театры закрыты.

- Да... Мы пережили блокаду, а вирус, как невидимый враг, остановил всю работу. Многие артисты, у кого есть загородные дачи, живут сейчас там на самоизоляции, им полегче. А в городе очень трудно.

- В преддверии вашего юбилейного вечера, который предполагается провести в ноябре, хотелось бы вспомнить предыдущий грандиозный концерт в Театре музыкальной комедии. Вы тогда участвовали в разработке сценария?

- Нет, его очень хорошо подготовила наша литературная часть во главе с Мариной Годлевской. И дирекция, и режиссер Анна Осипенко, и все актеры очень тепло отнеслись к этому концерту. Зал был полон. К счастью, я была здорова, поэтому тоже выступала. Публика аплодировала стоя. После концерта многие звонили мне, говорили добрые слова.

- Все важные этапы творческой биографии тогда успели вспомнить?

- За один вечер это сделать невозможно. Я 70 лет работаю в театре. И моя актерская судьба сложилась счастливо. Восемнадцатилетней девчонкой из художественной самодеятельности я попала в театр, который стал моим родным домом. Через год или даже меньше уже участвовала в премьере. В моем послужном списке - 100 спектаклей, и 90 из них были премьеры. Казалось, только вчера меня поздравляли с юбилеем, а не успела оглянуться - впереди уже новая круглая дата. Сейчас трудно загадывать, но я надеюсь и верю, что будут силы снова выйти на сцену на встречу со зрителями.

- В конце 2019 года вышла энциклопедия Театра музыкальной комедии. Вам удалось ее полистать?

- Да, книга получилась хорошая, объемная, в ней очень много сведений обо всех актерах, старых и молодых, о спектаклях. Много фотографий, на которых все такие красивые, чудесные!..

- Жанр оперетты - развлекательный и легкомысленный. А тут - фундаментальный, фактически научный труд.

- Оперетта - очень сложный жанр. В ней надо петь, как в опере, играть, как в драматическом театре, а танцевать, как в балете, и это совсем не просто. Так что все удивляются: как вы можете так танцевать и петь одновременно? Наш жанр очень радостный, светлый, публика приходит наслаждаться яркими красками, изумительной музыкой. Я его обожаю, как обожаю и свой театр.

- А что вспоминаете, когда листаете страницы, связанные с кинофильмом «Мистер Икс» 1958 года, где вы сыграли Мари Латуш?

- Хороший был фильм, красивый. Его смотрят до сих пор, и интерес к нему не гаснет. Потому что там сложился очень хороший актерский ансамбль: Георг Отс, Анатолий Королькевич, Гликерия Богданова-Чеснокова. Съемки проходили чудесно, сложностей не было. Ведь в его основе был уже шедший на сцене спектакль. Хотя для фильма многое переделали: и текст в нем другой, и мизансцены, и танцы другие. Режиссер Юлий Хмельницкий и дирижер Михаил Воловац были прекрасные люди и настоящие профессионалы...

- В этом году отмечается 100 лет со дня рождения Георга Отса. Как он к вам относился?

- Очень хорошо. Ну а что ко мне плохо относиться? Из всей съемочной группы я была самая молодая. И меня очень поддерживали, как обычно поддерживают молодых. А я на всех смотрела с огромным уважением, как на представителей высших сфер. Но Георг Отс был самый поразительный - большой человек, но скромный, удивительный, образованный (знал пять языков), интересная личность. Да у нас все там были как на подбор в артистическом и человеческом плане. Режиссер никогда не кричал на нас, у него все было тщательно выстроено, сделано так, что мы исполняли роли с огромным желанием, радостью. И после выхода фильма на экраны страны я получила много писем от зрителей.

- Чем вы сегодня живете? Что смотрите, читаете?

- Люблю посмотреть телевизор, который в период изоляции - наше спасение. Но я всю жизнь, начиная с четырех лет, очень много читаю. И считаю, что это мое главное образование. Обожаю книги. У меня в доме много собраний сочинений. Книги - такая радость! Сейчас перечитываю Чехова, очень хорошо действует - он светлый, тихий. Еще читаю о Владимире Маяковском и Лиле Брик.

- Что пожелаете читателям в это непростое время?

- Моим родным землякам, ленинградцам-петербуржцам, от всего сердца желаю пережить непростое время. А еще желаю здоровья, счастья, выдержки и терпения. Люди в нашей стране столько всего натерпелись, дай Бог, переживут и это...

#Театр музыкальной комедии #театры Петербурга #артисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (6696) от 09.06.2020 под заголовком «Зоя Виноградова: «Наш жанр очень радостный»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?