«Хочу жить оптимистично». Премьер Мариинского театра о балете после пандемии

Премьер Мариинского театра Игорь КОЛБ использует период самоизоляции на все сто - так, как привык работать и в докарантинной жизни, совмещая исполнительскую и педагогическую карьеры. Он поделился с музыковедом Владимиром ДУДИНЫМ своими размышлениями об онлайн-образовании и порассуждал о том, что будет с балетом после снятия ограничительных мер.

«Хочу жить оптимистично». Премьер Мариинского театра о балете после пандемии | (с) Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.

(с) Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.

- Каково это - остаться без сцены и зрителей, будучи при этом совершенно здоровым?

- На первом этапе я не понимал, что это настолько серьезно, что все закроется на неопределенный отрезок времени. Было непонятно: оставаться в форме или нет. А я не только действующий артист Мариинского театра, но еще и педагог в Консерватории и Академии Бориса Эйфмана. Мы до последнего продолжали заниматься с детьми в академии. За две недели до закрытия у нас должен был состояться экзамен, к которому готовились на протяжении двух с половиной месяцев. Я не мог просто так сдать позиции, проделав такую колоссальную работу. Но, увы, все закрылось и отменилось.

Первое время было тяжело. прежде всего по причине непонимания: как и куда двигаться. Не было четких распоряжений ни из театра, ни из академии, ни из Консерватории. Спектакли отменены, учебный год в академии и Консерватории заканчивается. У меня два студента в этом году должны защищать дипломы, и непонятно, как это в итоге будет выглядеть. Но все плавно стали переходить в онлайн, не понимая, как это возможно.

Сейчас уже проще, обнаружились даже какие-то плюсы от изоляции. Потому что никогда не хватало времени на наш загородный дом, где хотелось побыть подольше, а я приезжал туда обычно на сутки и уезжал.

- Плюсы больше относятся к личной жизни или они обнаружились и на профессиональном поприще?

- Если говорить об онлайн-образовании, то в нем больше псевдообразования. К тому же старшее поколение, которое знает традиции, в которых нуждаемся мы и будут нуждаться следующие поколения, ни за что не перейдет ни в какой онлайн. Это означает, что мы теряем громадный пласт информации. Но сейчас уже все более-менее нормализовалось, все занимаются. Онлайн-образование в том или ином виде уже было известно в мире, который к этому оказался более подготовлен, чем Россия. Наше образование в целом строится иначе. Нам трудно быстро перейти к взаимодействию в такой форме.

В балетном обучении важен телесный контакт, который не может быть обеспечен через монитор. Онлайн - вынужденная мера, она не заменит полноценного обучения, которое зиждется на тонких психологических процессах ежедневного труда. Но всем приходится включаться в новые условия. Я не стесняюсь прыгать на пандусе у реки с вариациями Сююмбике и Шурале, потому что мне иначе это не показать. Не у всех есть идеальные условия дома. А если кто-то живет в общежитии?

- Оперные коллеги могут учить репертуар в небольшой комнате, балетным нужно пространство, где можно развернуться, чтобы отрабатывать прыжки, не говоря о тренировке поддержек. Как солистам сохранять форму?

- Это не так сложно - быть в форме. Было бы желание. Как выяснилось, у всех дома есть станки, распространен бизнес по нарезанию линолеума, компании готовы доставить тебе метр на полтора кусок линолеума. Никакие прямые эфиры не заменят живого общения, но в то же время появилась уникальная возможность попасть друг к другу в гости, задать вопросы, на которые ты не находил времени в обычной жизни, потому что всегда куда-то бежал. Сейчас появилось много уроков в прямом эфире. Многие педагоги, артисты дают в разное время уроки в «Инстаграме». Владимир Малахов - два раза в неделю, Илья Кузнецов дает класс по вечерам. Тамара Рохо дает уроки. Владимир Варнава поутру дает «Утреннего Варнаву» по своей методике. У Юры Смекалова есть свой тренаж для того, чтобы быть в форме. Мария Хорева записала большой урок, Женя Образцова записывает уроки и выкладывает.

- Как быстро можно вернуть к жизни самые популярные балеты - «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Щелкунчика»?

- Очень многие солисты продолжают заниматься. Думаю, если какими-то частями собирать кордебалетные спектакли и постепенно вводить труппу в театр, наверное, это будет не так сложно. Но все зависит от политики театра и решения руководителей балета. В Мариинском театре, как всегда, до последнего момента ничего не известно. Предполагаю, что открытие произойдет в сентябре, как решили и многие театры в мире - Большой, Венская опера, «Ла Скала». Мариинский и Михайловский театры, конечно, ждут какого-то чуда, которое, возможно, произойдет чуть раньше. Открыть такое большое учреждение, как Мариинский театр, - очень большая ответственность.

- Что вас ждет в репертуаре по возвращении?

- У меня вовремя сложился репертуар второго плана, притом что я успел станцевать все премьерские партии. Мне кажется, нет спектакля, где партия второго плана не была бы моей. Я считаю это большим счастьем. Признаюсь, более красочная часть жизни прошла у меня во вторых партиях. Это Шурале, Тибальд в «Ромео и Джульетте», фея Карабос в «Спящей красавице», Ганс в «Жизели», Мэдж в «Сильфиде», Спальник в «Коньке-Горбунке» Ратманского. Этот пласт открыл во мне то, что не давали раскрыть премьерские партии лирического склада наподобие Зигфрида или Ромео. Когда я танцевал принцев, не задумывался о том, что в балете всегда есть ключевая партия, создающая интригу, - Ганс, открывающий в «Жизели» весь обман, или Спальник, строящий козни. Без них сказка была бы пресной и неинтересной. Тем более Карабос или Мэдж - любимейшие партии. Они для меня - целый мир, безумно сложный.

- Вы успешно и смело вышли в последние годы и на территорию современного танца.

- Никогда не могу отказаться от возможностей, которые предлагает жизнь. Мне кажется, если я сейчас что-то не попробую, потом уже не будет времени. Ко мне вовремя пришли балеты Форсайта, которые я много танцевал. Сложная хореография Форсайта совершенно иначе раскрывает тебя, позволяя по-другому смотреть на классического Зигфрида.

- Но у вас появились и совсем новосочиненные балеты.

- Наш первый проект Dance Dance Dance с участием трех премьеров - меня, Данилы Корсунцева и Евгения Иванченко — убедил меня, что иногда это здорово, но очень тяжело. Потому что быть другом, коллегой и организатором лучше все-таки через дефис, а не в одно слово. В мае на сцене Александринского театра должен был состояться проект «Соло», в котором я предложил двум артистам, Джулиану Маккею и Кристине Кретовой, задать волнующую их тему. Но изоляция изменила наши планы.

- То есть вы попробовали себя и в роли продюсера?

- Отчасти. Мне хотелось сделать нечто интересное, предложив артистам существование в определенных обстоятельствах. Находясь в театре, мы все хотим большего, чем то, что имеем. Не бывает личностей, всем довольных, чтобы и на тебя поставили спектакль, который был бы успешен. В своем первом проекте я попробовал создать соло на сцене. Я никогда прежде не находился на сцене дольше 3 - 4 минут один на один с публикой. А здесь нужно было быть 20 минут. Александр Челидзе создал для меня спектакль No name, где я воплотил тему «с чистого листа».

Я подошел к тому этапу, когда в театре уже много сделано и нужно куда-то двигаться дальше. Профессия артиста - бесконечные этапы, через которые приходится переходить. Учишься в школе - одни успехи, оканчиваешь училище или академию - приходишь в театр, где никто тебя не знает, и опять все начинается с нуля. Пролетает эта жизнь за 20 - 25 лет, ты снова «обнуляешься», становясь либо репетитором, либо директором, либо еще кем-то.

- Сильно соскучились по сцене?

- Я не из тех, кто ноет. У меня все гармонично. Не страдаю от того, что мне никто каждый вечер не хлопает. Может быть, мне повезло. Я живу за городом, где нет никаких ограничений по прогулкам. Живу с прекрасным видом из окна, река рядом... Так что нет у меня страха за то, что не вернусь. Есть страх не успеть что-то сделать. Я хочу оптимистично жить и быть в гармонии с собой.

#балет #Мариинский театр #пандемия #коронавирус

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6695) от 08.06.2020 под заголовком «Игорь Колб: «Хочу жить оптимистично»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?